ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты, просто кислота) — сильнейший психоделик синтетического происхождения. Возник в 1943 году как побочный продукт экспериментов со спорыньей швейцарского химика Альберта Хофмана. Начало массового употребления — 1960-е годы, чему способствовал профессор психологии Гарвардского университета Тимоти Лири, активно распространявший и пропагандировавший психоделики.
ЛСД не вызывает физиологической зависимости, не является средством для
переживания эйфории, наоборот, опыт (трип) может иметь весьма драматический
характер. Механизм действия кислоты — катализация психологических процессов,
потому эффекты непредсказуемы — от мистических озарений до депрессии, от
наслаждения приметами объективного бытия до ярких эстетических фантазмов.
Зачастую опыт вообще невозможно вербализировать, ибо кислота вызывает сложные
синестетические переживания, для описания которых в языке отсутствуют
определения.
ЛСД, несомненно, — мощный инструмент самопознания и познания окружающего
мира, и потому в шестидесятые использовался как медицинское средство, в первую
очередь — известным психиатром Станиславом Грофом. Психоделическая терапия
оказалась эффективной в отношении лиц, страдающих алкоголизмом. Тем не менее ЛСД
уже более 40 лет под запретом. Причина, как представляется, — за рамками закона.
Ведь ЛСД ставит под сомнение цивилизацию господства, всю иерархию социальных
отношений. Картина реальности, что с раннего детства воспитывается в каждом
члене цивилизованного общества, в трипе оказывается лишь одной из многих, вместо
одного мира возникает множество миров.
Мнения о том, как следует употреблять психоделики, радикально расходятся. Олдос
Хаксли, писатель и визионер, автор базовой книги «Двери восприятия» (принял
ЛСД на смертном одре), считал, что необходимо рекреационное употребление в
среде интеллектуалов. Тимоти Лири убеждал, что это на пользу даже обывателям, и,
разъезжая по США, приобщал к кислотной религии всех желающих. Станислав Гроф
ратовал за медицинское и инициаторское употребление, и после запрещения ЛСД
разработал специальную дыхательную технику психоделической терапии.
В целом, ЛСД серьезно повлиял на современную культуру: те, кто в
шестидесятые активно экспериментировали с ним, всю последующую жизнь развивали
свои открытия. Тимоти Лири в девяностые годы видел продолжение психоделической
революции в медиа-арте и виртуальном пространстве. В то же десятилетие ЛСД-практика
отчасти возродилась в нью-эйдж и рейве. ЛСД во многом сформировал
современную визуальную культуру, клиповую эстетику (зрителю предлагается
картинка не одного мира, а коллекция разных реальностей). Зримое не просто
сменило читаемое: даже столь просчитанная и буржуазная вещь, как реклама,
использует яркую, иррациональную, варварскую ЛСД-эстетику. [А. Курина]
СМ.: Галлюцинация, Кислота, Наркотики, Психоделия, Реальность, Революция.