АКЦИЯ — общая категория, формализующая виды действия в актуальном искусстве и радикальной политике.
В акции способом художественного произведения становится жест,
содержанием — действенная провокация и реакция на нее публики и (или)
общества. Первые осознанные, идеологически мотивированные акции в
искусстве предпринимали футуристы и дадаисты в 1910-1920-х годах, чуть позже —
сюрреалисты. После войны акция как в ее политическом, так и
контркультурном измерениях была взята на вооружение Ситуационистским
интернационалом во Франции, а в 1960-х годах этот способ манифестирования
вошел в обиход любого уважающего себя радикала. В искусстве, помимо массового
распространения перформансов и хэппенингов, это привело к
появлению такого направления, как живопись действия (наиболее яркие
представители — Дж. Поллок, Ив Клейн, Р. Мазеруэлл, Ж. Матье, японская
арт-группа «Гутай»). Живопись действия ставит в центр внимания не законченное
произведение или объект, а сам процесс рисования, способы работы художника, его
жесты перед холстом. Для создания картины здесь используются различные, подчас
самые неожиданные предметы или способы нанесения краски, кисть может быть
заменена и человеческим телом — самого художника либо натурщика. Органичной
частью акции является текст ее авторов: пространные комментарии у
художников, прокламации у политиков, манифесты и у первых, и у вторых.
С легкой руки ситуационистов акция заняла заметное место и в политической
практике, заметно потеснив более привычную форму многолюдной демонстрации.
Многие акции уличных протестантов независимо от их воззрений зачастую
выглядят как артистические действа. Цель подобной театрализации — вызвать
возможно более широкий отклик в СМИ и социуме малыми силами, за счет продуманной
режиссуры, шокирующих аксессуаров; политические акционисты взывают не
столько к гражданскому сознанию или убеждениям зрителей, сколько к их
эстетическим рефлексам и просто чувству юмора. Именно благодаря точным и
эффектным акциям во второй половине 1980-х годов достигла феноменальной
популярности украинская организация Лучи Чучхе; акции «кулинарного
терроризма» позволяют, несмотря на репрессии и обструкцию со стороны
власти, удерживаться в центре внимания Национал-большевистской партии в
России. Крайняя форма искусства действия —
террористическая атака, но здесь уже под угрозой оказывается самое суть акции,
в своем исконном виде не предполагающей уничтожения аудитории.
Ужас, безобразие либо восторг, красота тех или иных акций — суть
бесконечные акты одного и того же социокультурного трагифарса, призванного
спровоцировать, пусть кратковременный, сбой во всеобъемлющем и унылом спектакле
повседневности. [Д. Десятерик]
СМ.: Боди-арт, Лучи чучхе, НБП, Перформанс, Ситуационизм, Флэшмоб, Хэппенинг.