АЛЬТЕРМОНДИАЛИЗМ (от франц. alter — другой, измененный, mond — мир, земля) — более точное и адекватное название программных целей и идеологии движения, называемого антиглобализмом. Годом рождения альтермондиализма считают 1996 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО.
Окончательно движение оформилось (именно как альтермондиализм, а не
стихийный и неартикулированный антиглобализм) с началом проведения собственных
оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в бразильском
Порту-Алегри. Целеполагание альтермондиализма — альтернативный глобальный
порядок, построенный на более справедливых началах, действительно свободное
перемещение товаров и рабочей силы по всему миру, а не только в рамках «золотого
миллиарда », сохранение культурного своеобразия, отмена протекционизма —
совпадает, в целом, с программными установками большинства левых течений. Однако
по самому своему духу, практике и структуре альтермондиализм бросает
традиционным левым серьезный вызов.
"WE HATE BUSH"
Вне сомнений, левые в лице коммунистов, социал-демократов, зеленых, троцкистов
пропустили момент, когда движение «другого мира» начало набирать вес и влияние в
развитых странах. Альтермондиализм настолько отличается от организованных
протестных партий, что последние просто не знают, как им реагировать на все это.
Растерянность сквозит в каждом слове лидера французских социалистов Франсуа
Олланда, пытавшегося сформулировать позицию партии по отношению к социальному
форуму в Париже (2003): «социалисты изначально противостояли глобализации» (что
далеко от истины, учитывая ту роль, которую сыграли социалистские правительства
в становлении Нового мирового порядка), а нынешнее поколение партийных
активистов «продолжает ту же борьбу, что вели их предшественники», что нельзя
«отстаивать национализм и суверенизм во имя альтерглобализма» (?!), левые
радикалы-де «хотят не изменения мира, но организации вражды ». Социалисты же не
собираются «слишком долго оставаться в оппозиции» и будут бороться за
политическую власть и реформирование международных институтов, но при этом
требуют для себя на Форуме «скромного, но легитимного места».
Растерянность состарившихся «красных» можно понять. Движение, которое вместо
скучных и не всегда эффективных походов во власть и казенных демонстраций
устраивает дни хаоса в каждом городе, где проходят саммиты политических и
экономических элит, уже действует оригинально — ведь те же коммунисты и
социалисты на подобные капиталистические игрища, где реально решались судьбы
мира, не обращали никакого внимания. Альтермондиализм во многом перенял
практику протестов 1968 года, однако учел и ошибки гошистов.
Альтермондиалисты последовательно отказываются от иерархий внутри движения,
у них нет ядра, руководящих органов, — а потому с ними сложно вести переговоры,
склонять их к компромиссам и пытаться расколоть изнутри. Альтермондиализму
удалось избежать и другой опасности — он совершенно не стремится к власти, к
участию в выборах — и здесь его также невозможно поддеть. Принципиально
неструктурированный, ничем не ограниченный характер движения позволяет ему
объединять совершенно разные силы. Бок о бок в альтермондиалистских
колоннах могут идти религиозные фундаменталисты и радикальные феминистки,
троцкисты и активисты профсоюзов, сторонники легалайза и обремененные
местечковым национализмом фермеры, маоисты и панки. Их объединяет объект атаки —
уверенные в своей правоте, идущие всепобеждающим маршем мультикорпорации,
влиятельные финансовые организации, лично американский президент (на момент,
когда писалась эта статья, им был Джордж Буш-младший), который опять кому-то
объявил войну.
От 1960-х годов альтермондиализм взял еще одну черту, позволяющую ему без
проблем собирать на акции десятки тысяч молодых людей — карнавальную,
ситуационистскую форму всех уличных действий. Их форумы, равно как и протесты, —
развеселый театр без режиссеров и зрителей, «экстремальный туризм», энергичный
хэппенинг с неограниченным числом участников. Здесь нет чужих, каждый встречный
как брат; пол, возраст, вероисповедание, цвет кожи не имеют значения. Еще один
залог живучести — сетевой принцип распространения. Имеется в виду не только
компьютерная Сеть (бесценная для координации альтермондиалистских акций),
но и умение находить и вовлекать сторонников по всему миру в «неформальную,
горизонтальную и неиерархическую сеть сопротивления»: движение полушутя
претендует на статус «межгалактического ».
В любом случае, ребячество, отсутствие рамок, вождей, центральных комитетов и
прочих взрослых штучек делают альтермондиализм настолько же неуязвимым,
насколько и непонятным. А пока власти и их левопартийные оппоненты пребывают в
ступоре, всемирный праздник непослушания продолжается. [Д. Десятерик] СМ.:
Альтернатива, Анархизм, Андерграунд, Антиглобализм, Зеленые, Сеть, Ситуационизм,
Сквот, Социальные центры, Революция.