БОМБА — взрывное устройство, предназначенное для быстрого и максимально эффективного уничтожения живой силы, техники и материальных объектов противника. История этого инструмента политической и духовной борьбы насчитывает почти полтора столетия, от французских и русских бомбистов до современных шахидов. Терроризм как метод революционной и освободительной политики насчитывает две тысячи лет, однако секарии, ассасины или террористы-партизаны периода буржуазных революций рисковали совсем не так, как в XIX веке. Нож, яд, стрела или пуля — зачастую инструмент заговора и убийства, при котором исполнитель не всегда является идейным вдохновителем, он рискует, но шансы на спасение у него все-таки остаются. Конец XIX века стал крахом надежд на освобождение. Дети тех, кто мечтал о социализме «завтра», относили наступление царства свободы и справедливости на более отдаленный срок. Запад погряз в лицемерии буржуазной демократии. Россия и Турция агонизировали - косность и отсталость этих империй спасали их от закономерного распада, но и мешали модернизации. В России политический либерализм выродился в споры о системе образования,а насилие распространилось настолько, что простое убийство, не одетое в тогу трагедии или кровавого библейского мифа, уже не трогало общество. Юные идеалисты Запада и Востока взяли в руки оружие, но револьвер с его низкой убойной силой не гарантировал смерти тиранов. Гаврила Принцип — скорее, исключение из правил, — ему повезло всадить убийственный заряд в эрцгерцога Фердинанда. Бомба действовала с гарантией. Правда, смерть террориста или контузия были гарантированы.
Но бомбист, как правило, и не собирался бежать с места преступления. Только
арест, суд и казнь делали историю в духе житий великомучеников завершенной. И,
действительно, чтобы совершить акт, направленный против освященной Богом и
Церковью власти, нужны веские основания. А беззаконное убийство требовало от
революционера готовности заплатить самую высокую цену где-нибудь во внутреннем
дворике Петропавловской крепости перед рядом солдат, направивших на
государственного преступника стволы ружей.
Мировые войны превратили героическую позу динамитчика в архаичный политический
жест. Насилие стало делом всех и каждого во время второй мировой. Впоследствии
итальянские «Красные бригады», немецкая РАФ вдохновлялись романтикой гражданской
войны, антифашистского сопротивления и партизан третьего мира. Перед ними не
столько стояла задача красиво умереть, чтобы убедить, а выжить, чтобы победить.
Жертвенность и бомба снова пересекаются в конце XX века. Исламизм,
выступивший как своеобразный заменитель коммунизма, вытянул на свет божий
старого доброго воина-смертника, лишь обвязанного изобретенной гяурами
взрывчаткой. Если больше века назад бомба была единственным средством,
гарантировавшим выполнение приговора, то «пояс шахида » стал ответом на средства
безопасности власть предержащих, лишившие партизан надежд на точечные удары. В
результате заложниками властей и террористов становятся все граждане страны. На
взрыв шахида в людном месте или самолет (крылатую бомбу), таранящий небоскреб,
государство отвечает ковровым бомбометанием. Террор шахидов легализует
геноцид несогласных. Спираль насилия с каждой смертью захватывает все больше
людей, не оставляя места для нейтральных. Террорист своим ритуальным
самоубийством смывает с себя подозрение в трусости и подлости и платит ту же
цену, что и бомбист прошлого. Сейчас террористу, даже если он попадает в
руки правосудия, не дают говорить. Официальная пропаганда твердит, что враг
действовал несознательно, семье заплатили деньги, не все террористы, захватившие
самолет, собирались умирать, а водитель нагруженного взрывчаткой грузовика не
знал, что везет. Так что исламский террорист — это не народоволец, которому
нужно было объяснить обществу смысл своих действий. Мир больше не читает
многостраничные труды и последние слова осужденных; государство теперь не должно
заказывать ведущим писателям романы вроде «Отцов и детей» или «Бесов». Для
лжи есть более приспособленные форматы — новости, кино, сериалы. Доминирующая культура лишает оппонентов права на диалог и тем самым делает
бомбу
единственно доходчивым методом критики. [В. Задирака]
СМ.: Война, Терроризм, Фундаментализм.