ЧЕРНУХА — нагромождение мрачных, ужасных, неприглядных сцен, акцентация на неблагополучии, атмосфера безнадежности и патологии в произведении искусства.
Все это наличествовало в советском андерграунде — другой прозе и параллельном
кино, а также в литературе писателей-деревенщиков, год от года становившейся все
меланхоличнее. Однако сам термин прижился уже в конце 1980-х годов,
применительно к перестроечным фильмам, романам либо репортажам,
сконцентрированным на безобразиях в первую очередь социального плана. Среди
героев таких текстов царили нищета, пьянство, наркомания, преступность,
предательство. Положительные персонажи страдали, отрицательные — выигрывали.
Даже если все герои были «хорошими», их стремительно заедала среда, в которой,
как было понятно с первых минут просмотра или чтения, никто совестливый и
теплокровный жить не может. Зло, в виде бытовой неустроенности, всемогуще и
всепобеждающе, а просвет, если и появляется, то для того, чтобы острее
подчеркнуть общий тупик.
Очень скоро чернуха распространилась настолько, что стало возможным даже
судить о ней как об отдельном направлении в искусстве — как это сделал,
например, Виктор Ерофеев в своем эссе о новой русской литературе «Русские цветы
зла » (1993). Состоялся выход за сугубо социальные рамки, укоренились и
физиологический, и мистический аспекты чернухи, более присущие
литературному и визуальному трэшу: дешевым серийным романам, малобюджетным
триллерам и хоррорам, андерграундным комиксам. Клеймо «чернушника »
ложилось на самых разных персон — от писателей Владимира Сорокина и Эдуарда
Лимонова до режиссера-основателя некрореализма Евгения Юфита. В быту
чернушником называли, к примеру, человека, снискавшего славу
«энергетического вампира», обладателя «отрицательного биополя», склонного к
психологическим манипуляциям. Наконец, «сидеть на черном » означало находиться в
наркотической зависимости от препаратов, содержащих опиаты — ширки и героина.
Но, преимущественно, чернуха считается составной частью литературных и
кинематографических текстов. Сейчас это, скорее, характеристика атмосферы,
нежели сюжета. Чернушный антураж считается обязательным признаком
серьезного немейнстримного фильма либо романа. А вот в трэше и постмодерне
чернуха — прием, скорее, остраняющий, иронический, даже юмористический, как,
например, в фильмах прославленной студии Troma.
Времена, когда мрачное выражение лица означало расположенность к бунту, прошли.
Сейчас это прерогатива скептиков, циников и будущих звезд. [Д. Десятерик]
СМ.: Героин, Другая проза, Комикс, Некрореализм, Параллельное кино, Система,
Трэш.