КИБЕРПАНК - по одной из версий, термин появился в 1980 году, в фантастическом журнале, издаваемом Айзеком Азимовым, как название рассказа Брюса Ветке, по другой — в круге писателя, отца киберпанка, Брюса Стерлинга. Первым киберпанк-романом стал «Нейромант» Уильяма Гибсона (1984).
Уильям Гибсон. фото: corbis
Появление киберпанка связано с распространением персональных компьютеров,
благодаря чему материализовались многие научные идеи 1950-1960-х годов.
Идеология прочитывается в названии: кибер — хай-тек, отрицание природы,
панк — анархомаргиналы, бунт против культуры. Сочетание парадоксальное и потому
привлекательное. В киберпанк-литературе все синтетическое: одежда,
наркотики, плоть, интеллект. Никакого экологизма, в гармонию никто не верит.
Специфическое отношение к телесности: имплантанты, нанотехнологии, крионика
увеличивают возможности тела, специальные приспособления позволяют осуществить
запись сознания и перенос его в компьютер. Соответственно, важная тема —
взаимодействие сознания с виртуальными мирами, данными в комплексе ощущений, а
один из центральных конфликтов — столкновение человека с искусственным
интеллектом, который начинает мыслить самопроизвольно. Киберпанк
антигуманен (здесь человек — не мерило всех ценностей), мрачен, но, как сказал
Брюс Стерлинг, «эта мрачность честна ». Другое свойство — максимализм, по словам
Стерлинга: «Во вселенной киберпанка мысль о том, что существуют некие
священные границы, в которых должен держаться человек,— заблуждение... границ,
защищающих нас от самих себя, не существует».
Кибер-альтернатива плохо прижилась в киноиндустрии, несмотря на развитие
спецэффектов. Вначале был «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта по роману
депрессивного фантаста Филиппа Дика, затем посредственный «Джонни-мнемоник» по
Уильяму Гибсону. Чуть более интересны «Странные дни» Кэтрин Бигелоу.
Малобюджетное исключение — фильм Дарена Аронофски «Пи», снятый всего за 70 тысяч
долларов. Развлекательный «Газонокосилыцик» и сериал «Дикие пальмы » объясняли
обывателям виртуальную реальность; наиболее зримо это удалось братьям Вачовски в
«Матрице», в строгом смысле киберпанком не являющейся. Удачные примеры —
«Нирвана » Габриэле Сальваторе и «ЭкзистенЦ» Дэвида Кроненберга, хотя в
последнем почти отсутствует хай-тек. Напротив, изящный «Авалон» японца Мамору
Осии формально относится к киберпанку, не соответствуя его духу.
В любом случае, киберпанк, так и не поднявшийся выше жанровой фантастики,
скоро коммерциализировался (вплоть до тестов в гламурных журналах на «киберпанковость»).
Стерлинг неоднократно объявлял о смерти течения. Энергия кибер-культуры
сосредоточилась в хакерах. Сам киберпанк стал респектабельным мейнстримом,
в 1990-е годах - культурой калифорнийских яппи, дни проводивших в офисах
Силиконовой долины, а по ночам изображавших суперменов в Сети, в 2000-е годы —
увлечением подростков из физико-математических школ или первокурсников столичных
вузов. В радикальной среде киберпанк уже синонимичен плохому вкусу. [А.
Курина] СМ.: Виртуальная реальность, Готы, Другая проза, Панк, Сеть, Хакер.