Альтернативная культура

 

энциклопедия

ДИСКУРС (от фр. discours — речь, рассуждение) — тип письма, текста, высказывания, предполагающий прямое обращение к слушателю, исходящее от говорящего (автора высказывания).


Термин введен швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857-1913). Согласно Соссюру, дискурс — индивидуальный акт говорения и слушания; фраза принадлежит речи, а не языку или повествованию, поскольку повествование как таковое отчуждает высказывание, «события словно повествуют сами по себе». Речь, в свою очередь, — не только устное высказывание, но широчайшее текстуальное понятие. Иными словами, дискурс — «это также масса текстов, воспроизводящих различную устную речь или заимствующих у нее манеру и цели: переписка, мемуары, драматургия, дидактические труды — словом, любые жанры, где кто-либо обращается к кому-либо, высказывается как говорящий и организует сказанное» (Э. Бенвенист; цит. по: Пави П. Словарь театра. М., 1991).

 

Ferdinand de Saussure

Ф. де Соссюр

 


Понятие дискурс было широко усвоено наукой о языке, вошло в структурализм и постструктурализм как одно из базовых, активно используется в литературной критике, культурологии, искусствоведении, публицистике. В интерпретациях поздних структуралистов (Р. Барт, Ж. Деррида), тем более благодаря активному и разноплановому использованию, концепт дискурс обрел идеологический оттенок.


На сегодня дискурс является синонимом идеологической линии, проводимой той или иной художественной, политической или социальной группой. В условиях информационного взрыва, нарастающей пестроты социокультурного поля дискурсивная определенность крайне важна, чтобы найти свой сегмент аудитории среди глобального многоголосья.


Это связано с тем, что любая публичная деятельность является текстовой. Политический плакат или телепередача, авангардный роман либо уличный перформанс, речь в парламенте или на митинге, выставка концептуального искусства, террористическая акция, правительственное постановление, артхаусный фильм, экспериментально остраненный спектакль — являют собой совокупности знаков, то есть тексты — словесные либо визуальные, явно предполагающие адресата. Потому и можно говорить о разного рода дискурсах каждый раз зависящих от того, кто "говорит" или "пишет". Официальный дискурс, к примеру, чаще всего является регулирующим, нормирующим, а то и репрессивным. Дискурс концептуализма, в свою очередь — ироничен, открыт для постоянных перетолкований и комментирования, а дискурс артхауса — герметичный, претендующий на самодостаточность и замкнутость (но с постоянными «зацепками» для побуждения зрителя к интеллектуальной работе), или, напротив, лирический, либо провоцирующий (как, к примеру, в последних фильмах Ларса фон Триера и Такеши Китано — все зависит от режиссера), рассчитанный на немедленную эмоциональную реакцию. Дискурс легального политика подчинен цели (власть для себя, благосостояние для избирателя), террористический тип высказывания — дискурс эффекта, максимального информационного эха. Примеры можно множить: «зеленый » экологический дискурс, дискурс психоделической революции, феминизма, сексуальных и национальных меньшинств.


Дискурсивное многоголосье — это как раз та определенность, политическая и культурная, которая позволяет игнорировать шаткие конструкты «конца истории», «ситуации постмодернизма» и тому подобные позывы к всеобщей дряблости. Голос, проговаривающий свою речь, способен не только преодолеть любые барьеры, но и оставить позади самое смерть. Ведь небытие, в конце концов, — не более чем одно из многих других слов. [Д. Десятерик] СМ.: Группа, /реконструкция, Другая проза, Концептуализм, Постмодернизм, Провокация, Секта.

 

 

Сайт создан в системе uCoz