ДИСКУРС (от фр. discours — речь, рассуждение) — тип письма, текста, высказывания, предполагающий прямое обращение к слушателю, исходящее от говорящего (автора высказывания).
Термин введен швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857-1913). Согласно
Соссюру, дискурс — индивидуальный акт говорения и слушания; фраза
принадлежит речи, а не языку или повествованию, поскольку повествование как
таковое отчуждает высказывание, «события словно повествуют сами по себе». Речь,
в свою очередь, — не только устное высказывание, но широчайшее текстуальное
понятие. Иными словами, дискурс — «это также масса текстов,
воспроизводящих различную устную речь или заимствующих у нее манеру и цели:
переписка, мемуары, драматургия, дидактические труды — словом, любые жанры, где
кто-либо обращается к кому-либо, высказывается как говорящий и организует
сказанное» (Э. Бенвенист; цит. по: Пави П. Словарь театра. М., 1991).
Ф. де Соссюр
Понятие дискурс было широко усвоено наукой о языке, вошло в структурализм
и постструктурализм как одно из базовых, активно используется в литературной
критике, культурологии, искусствоведении, публицистике. В интерпретациях поздних
структуралистов (Р. Барт, Ж. Деррида), тем более благодаря активному и
разноплановому использованию, концепт дискурс обрел идеологический
оттенок.
На сегодня дискурс является синонимом идеологической линии, проводимой
той или иной художественной, политической или социальной группой. В условиях
информационного взрыва, нарастающей пестроты социокультурного поля дискурсивная
определенность крайне важна, чтобы найти свой сегмент аудитории среди
глобального многоголосья.
Это связано с тем, что любая публичная деятельность является текстовой.
Политический плакат или телепередача, авангардный роман либо уличный перформанс,
речь в парламенте или на митинге, выставка концептуального искусства,
террористическая акция, правительственное постановление, артхаусный фильм,
экспериментально остраненный спектакль — являют собой совокупности знаков, то
есть тексты — словесные либо визуальные, явно предполагающие адресата. Потому и
можно говорить о разного рода дискурсах каждый раз зависящих от того, кто
"говорит" или "пишет". Официальный дискурс, к примеру, чаще всего
является регулирующим, нормирующим, а то и репрессивным. Дискурс
концептуализма, в свою очередь — ироничен, открыт для постоянных перетолкований
и комментирования, а дискурс артхауса — герметичный, претендующий на
самодостаточность и замкнутость (но с постоянными «зацепками» для побуждения
зрителя к интеллектуальной работе), или, напротив, лирический, либо
провоцирующий (как, к примеру, в последних фильмах Ларса фон Триера и Такеши
Китано — все зависит от режиссера), рассчитанный на немедленную эмоциональную
реакцию. Дискурс легального политика подчинен цели (власть для себя,
благосостояние для избирателя), террористический тип высказывания — дискурс
эффекта, максимального информационного эха. Примеры можно множить: «зеленый »
экологический дискурс, дискурс психоделической революции,
феминизма, сексуальных и национальных меньшинств.
Дискурсивное многоголосье — это как раз та определенность, политическая и
культурная, которая позволяет игнорировать шаткие конструкты «конца истории»,
«ситуации постмодернизма» и тому подобные позывы к всеобщей дряблости. Голос,
проговаривающий свою речь, способен не только преодолеть любые барьеры, но и
оставить позади самое смерть. Ведь небытие, в конце концов, — не более чем одно
из многих других слов. [Д. Десятерик] СМ.: Группа, /реконструкция, Другая проза,
Концептуализм, Постмодернизм, Провокация, Секта.