Альтернативная культура

 

энциклопедия

ДОГМА, точнее ДОГМА-95, — киноманифест группы западных авторов (основатели — датчане Т. Винтерберг, Л. фон Триер — на данный момент оба работают в совершенно противоположной эстетике), на некоторое время обусловивший альтернативную общепринятой творческую практику в кинематографе.

 

Danish film director Thomas Vinterberg during the 1998 Cannes Film Festival

Томас Винтерберг 1998 фото: corbis

 


Догма — попытка противостояния европейского кино 1990-х годов всевластию технологии, грязная перчатка, брошенная не знающему пределов индивидуализму. Парадокс Догмы в том, что алкая ограничений, она зрит искомый идеал в формах откровенно растрепанных, неряшливых, на первый взгляд, неаппетитных. «Обет целомудрия» из десяти правил предусматривает, в частности, отрицание грима, декораций, искусственного освещения, спецтрюков, вообще иллюзии, наложенной музыки, а также от участия кинозвезд (впрочем, все правила постоянно и понемногу нарушаются). Нетронутыми остаются цвет и широкий формат. «Догматики» используют ручную цифровую камеру, синхронную звукозапись, и, как советские художники-бойчукисты 1920-х годов, практикуют безымянность, — хотя личность каждого из авторов обнародуется по мере прохождения ленты в прокат; зато каждый из фильмов Догмы получает порядковый номер. Отсюда — определение Догмы как «коллективной, очень дисциплинирующей акции, в которой есть что-то милитаристское» (Триер). Также «суть Догмы — в перфекционизме, стремлении к совершенству... делать свою работу лучше, если над тобой висят четкие правила » (Лоне Шерфиг, участница Догмы, автор «Итальянского языка для начинающих», 2001).

 

Lone Scherfig at the 'An Education' Los Angeles Premiere

Лоне Шерфиг 2009/ фото: corbis

 


Ни один из этих пунктов не является исключительно догматическим, ближайшие предшественники — итальянский неореализм и французская «новая волна». Многие из находок Триера и компании сегодня растиражированы или творчески переосмыслены авторами, в целом чуждыми принципам Догмы. Обычный прием фильмов Догмы — пограничная ситуация, преломившаяся в ячейке разномастных отщепенцев (эмигранты, умственно отсталые, просто неудачники по жизни), что заставляет вспомнить о романах Достоевского. Частым является мотив имитации-мутации («Последняя песнь Мифунэ» К. Г. Якобсена, 1999 — скандинавский вариант «жизни с дураком »), шутовского обличения «на грани нервного срыва», истерического поступка, почти не влекущего за собою последствий, «стриптиза человеческой натуры » («Король жив» К. Леринга, 2000). Герои Догмы, — как и их создатели — стремятся внести раскол в чопорное буржуазное общество, где, по выражению одного из героев «Торжества » Винтерберга, полы в доме моются ежедневно на протяжении 50 лет, — что не страхует его обитателей от унизительного инцеста. Настрой фильмов Догмы камерен, почти интимен, ведь площадка действия — чаще всего семейная крепость, куда врывается праздник хаоса.


Постсоветское кино было и остается догматическим — в традиционном смысле слова; страна «святой простоты » остается чужда живительному процессу опрощения. Неудивительно, что единственный работавший в СССР режиссер, чьи произведения во многом предвещают идеи Догмы, Отар Иоселиани, нынче прекрасно вписался в контекст западного кино. Сами о том не догадываясь, продолжателями дела Догмы — еще и в силу цензуры и ограниченности средств — являются иранские кинематографисты («Цвет черешни» А. Кьяростами).


И хотя Догма вдохновляются столь разные режиссеры, как П. Морисси, М. Фиггис, X. Корин, а Догма-фильмы стали практически статьей датского экспорта, западное кино все же движется по пути возрастающей искусственности и технической оснащенности — от европейской «Амели» до американской «Матрицы ». Догма была кратким антрактом, передышкой перед последующим наращиванием скоростей. Тем не менее, пользуясь словами персонажа фильма Леринга, «пока есть дерьмо — есть надежда». [О. Сидор-Гибелинда]
СМ.: Артхаус, Некрореализм, Параллельное кино.

 

 

Сайт создан в системе uCoz