СЕТЕРАТУРА (составное от сетевая литература) — направление в литературе и литературной критике, в рамках которого тексты рождаются и реализуются в Сети (Интернете), также сооощество писателей, эссеистов, критиков (сетераторов), начинавших и продолжающих активно работать в сетевом пространстве.
Первый русский литературный веб-журнал был создан в 1994 году Леонидом Делицыным.
А официальным началом русскоязычной сетературы
принято считать 10 октября 1995 года, когда Роман Лейбов дал старт своему
гипертекстовому проекту «Роман». В свою очередь, сетератор Алексей Андреев
вывесил в Интернете «Cetera. Манифест Сетевой Литературы, или Личный Опыт
Поэтической Независимости», где попытался обобщить основные жанровые и
стилеобразующие признаки сетературы. Итак, сетевой
автор имеет возможность «свободно публиковаться и не зависеть при этом от
различных нелитературных аспектов... связанных с расходами на публикацию и
распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией, и пр. Более того —
автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны
своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются "рамками" и
"ролями" материального мира». Важнейший момент — четкая и скорая обратная связь.
Конечно сетевая аудитория на несколько порядков меньше аудитории книгоиздателей.
Зато творение сетератора почти сразу комментируется и рецензируется, причем с
разных сторон, как простыми читателями, так и коллегами по цеху. Более того,
вокруг более-менее значительного произведения может выстроиться целый сетевой
семинар, а дискуссия не имеет географических ограничений — можно получить отклик
от коллег с другого континента. Отсюда — обилие различных конкурсов и
хит-парадов. Наконец, специфически сетевые качества:
— гипертекстуальность, то есть объединение электронных текстов посредством
гиперссылок друг с другом, также с невербальной информацией — рисунками,
цветом, звуком;
— возможность нелинейной организации текста;
— коллективное творчество — превращение исходного текста в своего рода
палимпсест, с множеством расходящихся сюжетных и образных линий;
— динамичность, игровой характер работы. Стоит упомянуть о чрезвычайно
популярных в Сети литературных играх и различных креативных сайтах, наподобие
«Живого Журнала». В таком игровом постоянно обновляющемся пространстве создаются
довольно любопытные тексты.
Впрочем, каждое, даже самое многообещающее дело поверяется результатом. Не так
давно сетевой и бумажный литератор Макс Фрай составил рейтинг популярности
авторов Рунета — один свой, другой — путем голосования. В обеих «Чертовых
дюжинах» оказались такие авторы: Николай Байтов, Рома Воронежский, Данила
Давыдов, Максим Кононенко, Антон Никитин, Олег Постнов, Владимир Пузий,
Александр Ромаданов, Кира Тенишева, Константин Шаповалов, Мери и Перси Шелли,
Баян Ширянов, Линор Горалик, Алексрома, Валерий Сегаль, Алексей Андреев,
О*Санчес, Михаил Березин, Дмитрий Коваленин, Ольга
Родионова. Некоторые из названных известны не только в своей сетевой, но в
традиционно книгопечатной ипостасях: Алексей Андреев, Олег Постнов и, в
особенности, Баян Ширянов, к произведениям которого внимание общества привлекли
моралистские акции движения «Идущие вместе». О качестве их текстов можно спорить, но, будучи
довольно одаренными авторами, они, все-таки, не входят в число лучших — если
судить исходя из общелитературного российского контекста.
Здесь, как представляется, кроется ответ на дискуссии, постоянно сопутствующие
сетературе — о том, насколько вообще правомерен
этот термин, насколько самостоятельно явление. Выше отмеченная специфика
все-таки не делает сетературу новым видом
словесности. Самые невероятные комбинации текстов, стилевые игры, нелинейные
построения, в том числе и с привлечением «инородного», небуквенного материала,
уже опробованы оф-лайновыми художниками, кинематографистами, писателями.
Наиболее талантливые сетераторы рано или поздно находят себя на бумаге, и этот
процесс сейчас набирает обороты — солидные издательства вовсю издают сборники
сетевых стихов и прозы. То же, что иногда принято считать особенным
сетературным стилем — раскованность, даже расхлябанность слога, беспрерывное
жонглирование словами, жанрами и дискурсами — также имеет массу более
убедительных аналогов за пределами Сети. Чаще всего именно оф-лайн инвестирует
таланты в Сеть: наиболее яркие примеры — «Русский журнал», поддерживаемый
реальными публицистами и интеллектуалами, или качественный веб-альманах
«Потяг-76», созданный крупнейшим украинским литератором Юрием Андруховичем.
Иными словами, сетература как таковая — не особый
вид литературы, но, скорее, ее подготовительный класс, лаборатория, в которой
почти стихийно смешиваются все мыслимые компоненты, дабы на выходе
получилось нечто невиданное или, по крайней мере, освежающее. [Д.
Десятерик]
СМ.: Другая проза, Игра, Кибер-панк, Постмодернизм, Сеть.