ФЛЭШМОБ (от английского flashmob — «мгновенная толпа» или «мгновенное столпотворение») — вид краткосрочной уличной акции, инициируемой и проводимой, как правило, сетевыми пользователями.
Философия и теоретическое обоснование флэшмоба даны в работах
американского социолога Говарда Рейнгольда «Виртуальное сообщество» (1993) и
«Умные толпы: Следующая социальная революция» (2002). Именно под влиянием этих
книг в июне 2003 года компьютерщик из Сан-Франциско Роб Зазуэта создал сайт
www.flocksmart.com
, на котором первые мобберы начали
договариваться о встречах. В течение следующих двух месяцев появились и
русскоязычный сайт: www.flashmob.ru
Несмотря на то, что история флэшмоба насчитывает не более года (все
ниженазванные акции реализованы в 2003 году), он развивается как количественно,
так и качественно. В июне в магазине на Манхэттене 150 человек попросили у
продавцов «коврик любви для загородной коммуны». В немецком Дортмунде моббер-толпа
собралась возле выставки стиральных машин и начала поедать бананы. В Денвере
около 400 человек рассредоточились по разным этажам здания. С верхнего кричали:
«Пинг!», с нижнего отвечали: «Понг!». В Лос-Анджелесе сто мобберов в
масках с лицом Буша ровно семь минут кричали «Буш — лжец!». 7 августа в 18.33
300 лондонцев сказали в мебельном магазине: «Вау, вот это диван!». 14 августа
сто бразильцев на людной улице Сан-Пауло сняли по одной туфле и постучали ею по
мостовой.
Флэшмоб в СНГ носит более камерный и осторожный характер, причем
количество ОМОНовцев и журналистов иногда превосходит число самих мобберов.
16 августа в 17.20 на Ленинградском вокзале два десятка москвичей, судя по
табличкам с именами в их руках, встречали с поезда № 61 двух пассажиров:
Владимира Владимировича из Питера и некоего NzR178qWe. Тогда же, 16 августа в
Санкт-Петербурге флэшмобберы числом от 50 до 100 человек с табличками и
воздушными шариками встречали с московского поезда Татьяну Лаврухину. В тот же
день и время в Киеве, в подземном торговом центре Глобус примерно 70 взрослых
людей фотографировали растущую там декоративную пальму, а другие подходили к
одной и той же продавщице леденцов и, облизывая большие сосательные конфеты на
палочках, спрашивали у нее: «Скажите, пожалуйста, сколько нужно съесть таких
конфет, чтобы поправиться на 7 килограмм? » 30 августа в Одессе около полусотни
мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой
клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс». Возложив к ногам клоуна охапку
траурных желтых цветов, толпа рассеялась. А 6 сентября, в той же Одессе, во
время очередной акции произошел и первый конфликт с милицией.
Технология флэшмоба достаточно проста. По адресам потенциальных
мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (с постоянными
участниками связываются по мобильным телефонам), рассылается инструкция с
изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного
времени и путей отхода. Большинство участников — молодого и среднего возраста,
до 35 лет. Акции, за редкими исключениями, носят неполитический характер. В
основном объектами атаки становятся места массового скопления народа, чаще всего
супермаркеты, вокзалы, рестораны сети «Макдональдс » — в последнем случае
имеется недвусмысленное антиглобалистское послание. По своему характеру
флэшмоб прямо наследует аналогичную практику уличных акций, массово
распространившуюся на Западе в конце 1960-х годов — достаточно вспомнить
знаменитую вылазку хиппи тех лет, приведших Нью-йоркскую фондовую биржу в
состояние кратковременного паралича путем разбрасывания мелких долларовых купюр.
Распространение Интернета привело не только к возрождению старого испытанного
формата, но и утвердило в нем невиданную ранее организованность и четкость.
Теперь, благодаря возможностям виртуального сообщества, радикалы могут
эффективно проводить достаточно сложные и многолюдные действия.
Будущее флэшмоба предугадать сложно. Он может так и остаться недолгим
развлечением молодого среднего класса. Вполне вероятно и появление лидеров,
могущих превратить мобберов в мощное движение. Уже сейчас происходит
стремительная политизация явления, и сообщения, к примеру, об антифашистском
флэшмобе не выглядят диковинкой. В таком случае, флэшмоб станет
своего рода ситуационизмом XXI столетия — с самыми неожиданными результатами.
[Д. Десятерик]
СМ.: Акция, Перформанс, Ситуационизм, Хэппенинг.