Альтернативная культура

 

энциклопедия

ИГРА - сквозной прием и важнейшее понятие актуального искусства последних 20-25 лет.


В ситуации постмодернизма понятие игры как изображения, подражания, воссоздания и воспроизведения образов в значительной степени отступило перед игрой иронической, остраняющей. Сценой в постмодерне становятся не только подмостки театра, но все пространство культуры, весь объем языка. Постмодернизм играет форматами, жанрами, сюжетами, стилями, в конечном счете, — языками. Иерархия ценностей опрокидывается, местом творения становится не храм искусства, но поле для игры. При этом — правил нет, нет и противника — общественных пороков, устаревшего «папиного» искусства, надмирных идей. Вернее, все это есть, но как удобные элементы для составления очередной комбинации игроков. Полная взаимозаменяемость, тотальный футбол. Побеждает, в большинстве случаев, зритель — ибо смешение высокого и низкого происходит, как правило, в весьма занятной форме. В галереях, на страницах романов, на экранах наступает время аттракциона, и, в лучших традициях семиотики, комментарий уже не отличить от самого произведения, а описание становится едва ли не превалирующим приемом.

 

 

Йохан Хейзинга, автор книги Homo Ludens

Йохан Хейзинга, автор книги Homo Ludens

Homo Ludens в библиотеке Максима Мошкова

 


В социальной жизни аналогичный процесс выливается в общую театрализацию и появление все новых ритуалов. XX век стал эпохой массовидных зрелищ, исполнителями которых становились не отдельные актеры, но массы; от открытия Олимпиады до фашистского митинга, от парада на Красной площади до напряженного футбольного матча. Игра принимает самые бесчеловечные, даже не театральные, но литературные формы, когда тысячи выстроенных по определенным схемам людей становятся чем-то вроде строк единого текста, иногда даже в буквальном смысле. И, как обратная сторона — актуализированная ситуационизмом и ультралевым движением фигура протагониста-одиночки, играющего роль героя, террориста, диссидента, жертвы режима или социальных условий, но обязательно — уникального, единственного.


Такая игра единицы и толпы продолжается и сейчас, даже острее, чем прежде, вопреки жупелу «конца истории». Игры постмодернистов, патриотов, революционеров и террористов, массовки антитеррористов и антиглобалистов, призовые забеги в лучшее будущее, часто со стихийной драматургией, но с недурственной режиссурой и, главное, с отличными, бесподобными исполнителями — вселяют уверенность, что главная Игра еще не окончена. [Д. Десятерик]
СМ.: Дискурс, Ирония, Концептуализм, Монтаж аттракционов, Перформанс, Постмодернизм, Ролевые игры, Симулякр, Ситуационализм, Соц-арт, Ультрас.

 

 

Сайт создан в системе uCoz