ГОПНИКИ — околокриминальная городская страта, возрастом 14-25 лет. Синонимы — гопота, урла, люберы, бегуны, ОАД (Отряды активных действий). Гопники упоминаются в одном из романов Константина Вагинова как сугубо ленинградский феномен. С исчерпывающей ясностью описаны в культовой песне «Гопники» (1984) ленинградского же рок-музыканта Майка Науменко (лидер группы «Зоопарк»), после чего слово стало общеупотребительным. Ряды гопников пополняются учащимися ПТУ, старшеклассниками средних школ, детьми из рабочих и неблагополучных семей.
Гопник представляет собой психосоциальное устройство, постоянно работающее в
режиме распознавания «свой-чужой». Привычная среда обитания — пригороды,
областные города-спутники, промышленные мегаполисы. Иерархия гопничества сродни
племенной структуре. Группировки гопников жестко привязаны к районам проживания,
которые они предельно агрессивно защищают от любого вторжения. Другие группы
воспринимаются как враждебные. В каждом таком объединении есть свой вождь,
районный князек, подчиняющийся, в свою очередь, старейшинам — вышестоящим
криминальным авторитетам. У каждой банды свои отличительные знаки, в целом
складывающие определенную субкультуру. Слушают здесь блатные баллады (нынче
почему-то называемые «шансоном»), группу «Любэ» и иную доступную попсу, носят
спортивные костюмы либо широкие штаны, дутые куртки и кепки. Шик подмосковных
гопников
начала 1990-х годов — клетчатые рубашки и брюки. Вне группы гопник чувствует
себя незащищенным.
Гопники живут в состоянии перманентной войны — район на район, «свои» против ментов,
периферия против центра, голодные против зажравшихся. Особую ненависть вызывают
другие группы демонстративного поведения — панки, хиппи, рэпперы,
металлисты, скейтбордисты. Подоплека действий гопников — социальная. Постоянный мотив — стремление
уравняться в статусе и правах с центром. Общее устремление «чистильщиков» —
сделать центр пригодным для «правильной» жизни, убрать из пейзажа социальные
раздражители. Наиболее сплоченные, оформившиеся и прославившиеся отряды
гопников — люберы, дислоцированные в подмосковных Люберцах, и «казанские» —
гопота из
столицы Татарии. Набеги этих короткостриженных, во всем клетчатом, парней на
Арбат и Гоголевский бульвар — места постоянных тусовок хиппи — стали приметой
перестроечных восьмидесятых.
По сути, гопники были последним массовым (около)пролетарским движением в СССР,
руководствовавшимся не только экономическими мотивами. Реакция молодого
поколения рабочих на растущую секуляризацию страны могла быть только боевой,
уголовной. Именно гопников рекрутировала, в конце концов, первая волна новорусского
бандитизма; лозунг «делиться надо» — типично гопнический.
Криминальные бригады, банды рэкетиров поглотили гопников
как явление, попутно погасив серьезный общественный катаклизм. Сегодня потенциальные
гопники находятся в поле внимания взрослых ультраправых и националистических
идеологий. Крайне охотно пэтэушников и старшеклассников рекрутируют в свои ряды
скины и неофашисты. В 2002 году феномен гопничества получил осмысление в
сборнике талантливой прозы Владимира Козлова «Гопники», обобщившей опыт юности
писателя в рабочем районе Могилева. И это — четкий признак «архивации » явления.
Однако до тех пор, пока стоят построенные еще в СССР вокруг одного завода
города-призраки, пока окраина остается потрепанной подпоркой центра,—
гопники снова и
снова будут выходить на тропу войны. [Д. Десятерик]
СМ.: Бригады, Война, Панки, Скины, Хиппи.