ГОТЫ (англ. goths) — субкультура, накладывающая специфический мрачный, депрессивный, «декадентский» оттенок на своих носителей и на способы их репрезентации.
По общему мнению, течение появилось на спаде панк-бунта в конце 1970-х годов.
Сработала социокультурная диалектика: сорвавшуюся революцию заместил
упаднический гедонизм, разрушительный порыв сменился тотальным уходом в
театрализацию, жест-действие продолжился жестом-стилем. Правда, поскольку панк
изначально был замешен на густом самоубийственном отчаянии (хайдеггеровско-кьеркегоровское
понятие Angst — тоска, отчаяние — до сих пор центральное у готов), то разительной
смены в настроениях не произошло. Точнее сказать, волна 1970-х годов разделилась
на две равновлиятельные фракции: напор, примитив и агрессия достались скинам, а
позерство, забота об имидже и депрессивность унаследовали
готы. Основы новой субкультуры коренились еще и в малобюджетной карнавальности панка: обилие черного
цвета, садомазохистские аксессуары, вампирский макияж пришли из времен «Анархии
в Соединенном Королевстве». Так или иначе, готская составляющая так называемого
пост-панка была очень сильна. Прото-готы (они сохранились и поныне под названием dark punks) мало отличались от панков как таковых — те же «взрывы на макаронной
фабрике» и густочерные ирокезы на головах, вообще полное преобладание черного;
рваные чулки и кофты-сетки, густо подведенные глаза. Впрочем, больше, чем с
прикидами, ранним готам повезло с музыкой: они не без оснований считали своими
столь заметные группы, как Southern Death Cult, Specimen, Sex Gang Children, Siouxsie & the Banshees, Bauhaus, a в особенности, королей депрессии, последнюю
великую команду эпохи —Joy Division. У последующих поколений
готов, при несравнимо
более богатых и разнообразных возможностях внешнего самовыражения, группы готик-рока и
готик-металла уступают предшественникам по всем статьям.
Географически лидерство принадлежит Германии — родине классической архитектурной
готики, где проводится несколько регулярных фестивалей и существует мощный
музыкальный готизм (называемый «черная сцена»,
готы именуют gruftie), также субкультура сильна в США и
Великобритании.
Движение готов — типичное дитя постмодернистских восьмидесятых: при более
внимательном рассмотрении, чистого стиля готов не существует — есть лишь
определенная жизнетворческая интонация. Готы обильно и охотно заимствуют
декадентскую, кладбищенскую, вампирическую, киберпанковскую, хипповскую и даже
ковбойскую (что относится к поклонникам американской группы Fields of Nefilium)
эстетику, придавая ей необходимую толику «готичности». Оттого существует
множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические»,
«викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане»,
«хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры», «андрогины».
Последнее, впрочем, можно отнести ко всей эстетике готов, причем андрогинность
здесь односторонняя: налицо явное тяготение к женственности (опять же — привет
восьмидесятым), мужская часть движения разнообразно феминизируется вплоть до
сложного макияжа и ношения юбок. Стиль готов вообще очень идет девушкам (в отличие
от принципиально асексуального панка). Подтверждением тому — и постоянно
озабоченность гота своим внешним видом: достаточно затратная субкультура.
Наивный и ребяческий, аристократизм готов тем не менее требует усилий, ведь многие
исходные материалы недешевы: тафта, парча, шелк, люрекс, кружева, кожа для
одежд, серебро, полудрагоценные камни, жемчуг для аксессуаров. Есть, конечно, и
более дешевые — «припанкованные » — варианты, но играть — так играть. Платье, стилизованное под викторианскую или
ренессансную эпохи, полноценное «вампирское» или ковбойское убранство, камзол,
воротник жабо, корсеты, остроносые сапоги, серебряные кольца, диадемы, браслеты,
египетские символы-«анки» (также из серебра, конечно), всевозможнейший пирсинг —
все эти «ретроградные» элементы убранства очень эффектно смотрятся на молодых
телах, но все это надо где-то доставать. Западным готам в этом отношении, конечно,
легче — есть целые сети, специализирующиеся на аксессуарах, обуви и одежде
соответствующего вида (не говоря уже о клубах, специальных лейблах, радиостанциях
и журналах), в СНГ же обряжение и досуг подчинены привычному принципу — голь на
выдумки хитра.
Настоящий гот, впрочем, помимо забот об одежде, стремится поддерживать и
соответствующий образ жизни. Приветствуется все, что, так или иначе, относится к
темной стороне бытия, связано со смертью, упадком, изощренным насилием. В
распоряжении западных мизантропов — специальные клубы; также облюбованы
заброшенные здания и кладбища — последнего, к счастью для русских
готов, хоть отбавляй. Потому
излюбленные места собраний готов в Москве — Введенское и Донское кладбища, в
Петербурге — Смоленское и Александро-Невской Лавры. Места упокоения —
пространство для меланхолических прогулок в думах о прекрасном и вечном, а также
для занятий сексом. Готик-секс вообще достаточно экстремален: кроме
некрофилических забав, здесь также рекомендуется практиковать садо/мазо
(английский аналог — ВDSМ): на русскоязычных сайтах публикуются подробные
руководства по играм такого рода. В кино потребляются ужасы, триллеры, прочая
мистика, причем, желательно, классического черно-белого периода 1920-1930-х
годов, также экранный трэш более позднего времени. Особенно любим нашумевший
когда-то «Голод» с Дэвидом Боуи в роли модного вампира, вооруженного тем же
анком; однако полубожественным статусом обладает отнюдь не мрачный, скорее,
желчный и совсем несерьезный американский фильммейкер Тим Бартон («Эдвард-Руки-ножницы»,
«Сонная лощина», «Кошмар перед Рождеством»), Постоянное стремление
готов визуализировать свои фантазмы привело к расцвету комиксов; названия — «Вампирелла»,
«Леди Смерть», «Песочный человек» — говорят сами за себя. Наиболее признан
«Ворон», по которому сняты несколько фильмов и одноименный сериал — вне
сомнений, стопроцентно готический комикс.
Другие требования более сложны. Например, пресловутая тяга к прекрасному требует
возвышенного строя мыслей, а также занятий «артом» (то бишь, живописью) и
литературой. Для этой цели у готов даже имеются что-то вроде поэтико-художественных
клубов, журналов и т. д., впрочем, публикуемое там довольно однообразно: автор, как правило,
описывает собственные фантазмы или жалуется на жизнь. Лучшие образчики такого
рода творчества напоминают бессюжетные зарисовки в стиле Кафки, позднего
Тургенева и прочих сильно перепуганных гениев. Со столь тонкой вещью, как
самоирония готов, увы, чаще можно ознакомиться в Интернете — названия сайтов
говорят за себя: «О чем говорят готы в постели», «Иисус был
готичнее тебя»,
«Готические способы знакомства». Еще одна, крайне любопытная ипостась — ролевые
игры; готы склонны превращать свои тусовки в некий инфернальный театр, абсолютно
несхожий с игрищами фанатов Толкиена.
Поскольку материальная составляющая культуры готов очень сильна, центром ее Россия
станет еще нескоро. В Москве, если не заходить на кладбища, молодую поросль
готов
чаще всего можно встретить на Чистых прудах. Они делят лавочки вперемешку с
выпивохами и скинами, действительно грустные и во всем черном. Девочки, как
положено, эффектнее мальчиков. Трудно даже понять, что будет с ними дальше.
Однако именно в России готы могут выиграть за счет того, в чем Запад далеко
позади. Не стоит забывать, что бывший СССР — территория, на которой тяготение к
смерти было не диковинным «танатофилическим» вывертом, но многолетним
общенародным устремлением, официально одобренной идеологией. Даже до всякой
идеологии — западное декадентство на рубеже прошлого и позапрошлого веков
проросло здесь пышной порослью, а лучшие поэты Серебряного века были заворожены
небытием. Иными словами, с парчой и жемчугами, может, и
трудновато, но с поэзией и бескомпромиссной беспросветностью должно получиться. И, вполне вероятно, с
течением времени именно в России готы станут — не по одежке, но по уму — наиболее
радикальным и творческим сообществом из всех, которые только можно вообразить.
[Д. Десятерик]
На следующей странице:
Кравчек Д.И. Кто такие готы. - М.; СПб., 2010
СМ.: Игра, Байкеры, Зрелище, Панк, Рок, Ролевые Игры, Caдo/мазо, Скины, Трэш,
Хиппи, Чернуха.