ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ (от лат. hallucinatio — бред) — видение, обман чувств, звуковой или визуальный образ в виде реальных предметов, возникающий без внешнего раздражителя и представляющийся человеку в измененном состоянии сознания. Галлюцинации видят (слышат, осязают) психически больные или те, кто употребляет наркотики, вызывающие галлюцинации — галлюциногены.
Для совершающего психоделический либо наркотический трип (путешествие)
галлюцинация
является желательным эффектом, хотя взгляды на этот феномен восприятия
расходятся. Для одних галлюцинация — цель путешествия, для других — возможная помощь в
творчестве, бесплатный материал для картин и текстов, поставляемый
растревоженным подсознанием, для третьих — средство постижения иных миров и
расширения собственных возможностей. Последний взгляд был чрезвычайно популярен
в 1980-1990-х годах в связи с распространением псевдодокументальных произведений
американского фантаста Карлоса Кастанеды, где он описывал свой опыт
самопостижения путем обучения у магов-индейцев и поедания наркотических грибов.
Опыт внутреннего психического перемещения, апробированный в 1960-х годах на
Западе, дошел до бывшего СССР как идеология спустя десятилетия. По сути,
галлюцинация, как
бы к ней не относились, являлась основной ценностью такого рода проб. В связи с
этим возник и культ сумасшествия и сумасшедших: их жизнь, мировосприятие и
творчество, можно сказать, вошли в моду.
Смещенная, галлюциногенная реальность прочно утвердилась и во многих
видах искусства. Это подкреплялось мощнейшим социальным опытом: ведь советское
пространство-время, с его ритуалами, глобальными подменами и дезинформацией,
пафосным пустым искусством, само по себе воспринималось как психический
фантазм. Поэтому, например, в выросшем из соц-арта московском концептуализме образовалась влиятельная «психоделическая»
ветвь (самоназвание — «круг Эстония», или психоделический концептуализм).
Художники даже выработали соответствующий жаргон: Анюта — человек, опустившийся
под влиянием психоделических практик; Геббельс — человек, который произносит
речи в галлюцинозе; хуй — человек, который галлюцинирует стоя; трофей — предмет,
вынесенный из глубин галлюциноза; палойа — галлюцинаторное покрывало,
полупрозрачный покров, нечто вроде кокона, покрывающий галлюцинирующего (как ему
представляется); синдром Меркурия — эффект, возникающий при приеме психотропных
препаратов, когда кажется, что ступаешь не на землю, а на тонкую невидимую
пленку, слегка над землей; фантазм-отмычка — сочетание образов, провоцирующих
дальнейшее «самостоятельное» разворачивание галлюциноза; зибан — существо,
которое человек, употребивший наркотик, видит в момент «прихода»; зойс —
существо, которое человек, употребивший наркотик, видит в финале своего
переживания; тень, фазенда, лотос, грот, холодец, лорнет, кольцо, воздух —
термины, обозначающие различные типы галлюцинаторных состояний и т. п.
Таким образом, галлюцинация, по традиции занимавшая подчиненное положение сравнительно со
сновидением (преимущественно в классической литературе), через признание в
начале XX века, в актуальном искусстве вырабатывает автономное поле текстов.
Визионерство вновь в почете, и это парадоксально напоминает о средневековых
отшельниках и святых, чьи видения составили основу современного христианского вероучения. Ныне художник отправляется в психоделическое путешествие, чтобы там найти вдохновение; однако удача, как и
прежде, сопутствует талантливым независимо от степени опьянения или трезвости.
Скорее, больший потенциал — на пути, уже опробованном Кастанедой:
галлюцинации могут
стать основой насквозь визионерской религии, не столь экзотичной, как учение
дона Хуана, но достаточно потусторонней, чтобы снискать немало сторонников.
Главнейшим и единственным ритуалом в ней будет причастие, священника-жреца
заместит стенографист, секретарь — тот, кто записывает информацию.
А вот место бога, скорее всего, останется вакантным. [Д. Десятерик]
СМ.: Героин, Гонево, Кислота, ЛСД, Мамудизм, Паранойя, Шизофрения.