ХЭППЕНИНГ (англ. happening — случай, событие) — разновидность арт-акции, отличающаяся массовым участием зрителей, моментами живой импровизации, непосредственности, риска, что исключает строгий сценарий — примета классического перформанса. От последнего — жанра серьезного, подчас унылого, хэппенинг отличается также воплощаемой в нем стихией искреннего юмора и живого абсурда (вроде вылизывания варенья с поверхности автомобиля). Некоторые исследователи (автор «Словаря театра» П. Пави) считают хэппенинг «формой театральной деятельности». Его продолжение видят в «невидимом театре » (термин Боаля, 1977: зрители участвуют в спектакле, сами о том не подозревая — ср. кошмар героев, вдруг оказывающихся на сцене в «Скромном обаянии буржуазии» Л. Бунюэля), а происхождение возводят к «тотальному театру», нашумевшему в Нью-Йорке в 1957-1959 годах.
Многим обязан хэппенинг Джону Кейджу и
будущим деятелям поп-арта — художникам К. Олденбургу, Д. Дайну, Р. Раушенбергу.
Хэппенинг еще называют «живописью действия без живописи » (Г. Розенберг),
но Кейдж действительно в одном из ранних хэппенингов вдохновлялся
живописью своего друга, художника; а в самом знаменитом — «4.33», на несколько
минут дал почувствовать собравшимся ток тишины, сделав их соучастниками этого
открытия. Массово популярным хэппенинг сделали совместные акции Йоко Оно
и Джона Леннона.
Йоко Оно и Джон Леннон (Hair Peace Bed Peace)
Но подлинный зачинатель хэппенингов — А. Капроу с его «Восемнадцатью хэппенингами в шестом округе Парижа» (1955), помимо прочего, включивший в ткань действа дегустационный эпизод и воскурения благовоний.
Алан Капроу. фото: ucsdnews.ucsd.edu
Алан Капроу (1927 - 2006) — американский художник. Обучался архитектуре, посещал классы живописи в Нью-Йорке, изучал историю искусств в Колумбийском университете. Первая персональная выставка состоялась в 1953 году. Кроме ряда хэппенингов, автор произведений в жанре поп-арт-ассамбляжа (Детка, 1957) и энвайромента (Двор, 1961: свалка старых автомобильных шин). Директор Отдела изобразительных искусств в Университете Сан-Диего (с 1974 года), участник двух «Документ» (1977,1987 -соответственно, № 6, 8). Испытал влияние Джона Кейджа.
Как жанр, делающий ставку прежде всего на свободного и творчески инициативного
индивида, хэппенинг изначально не мог быть популярен в Стране Советов —
даже с позиции творческого противостояния Системе (ведь сам наш андерграунд был
исполосован лесенками иерархий, задымлен «кострами амбиций»). Опасность
манипулирования зрителем, о которой настоятельно предупреждала пропаганда,
оказалась не актуальна для оного, ленивого и нелюбопытного, к тому же гораздо
более подверженного воздействию иных стратегий внушения, от агрессии масс-медиа
до государственной риторики. Очевидно, хэппенингу у нас принадлежит
будущее. А настоящее дает нечастые прецеденты, отличающиеся ненормативным
эстетизмом: в хэппенинге львовянина Владимира Кауфмана «Зеркальный карп»
(июль 1994 года), художник с группой желающих топит упомянутую рыбу в потоках
французских духов, наглядно демонстрируя «смерть от излишеств». [О.
Сидор-Гибелинда]
СМ.: Акция, Зрелище, Игра, Перформанс, Ролевые игры, Флэшмоб.