ГЕРОИН (англ. heroine, жаргон. гера, герыч) — тяжелый наркотик на основе опиатов — алкалоидов морфина, папаверина, кодеина, — содержащихся в млечном соке, выделяющемся из незрелых головок снотворного мака. Угнетающе воздействует на нервную систему. Вызывает быстрое привыкание и последующую трудноизлечимую зависимость. В начале XX века выпускался промышленным способом как лекарственный препарат — болеутоляющий и антипростудный,— наряду с тогда же изобретенным аспирином, но очень скоро был снят с производства. Ныне официально выпускаются препараты на основе хлористоводородной соли морфия — морфин (в качестве болеутоляющего) — и кодеина — кодтерпин (антипростудное).
В промышленных районах СССР — в частности, южной России, южных и восточных
областях Украины уже в 1970-е годы опиаты имели широкое хождение в виде
самодельного наркотика, «ширки»,— вытяжки, изготовляемой кустарным способом в
домашних условиях. Употреблялась также и маковая соломка в сухом виде, и отвар
из нее. По некоторым данным, в 1980-х годах в индустриальных областях Украины до
80% подростков «сидело» на ширке. Привыкание к ней было столь же мощным и катастрофическим, как и к чистому героину, пришедшему уже в 1990-е
годы все из той же Азии.
Героин погубил множество рок- и поп-звезд, художников, актеров, как признанных, так и
андерграундных, и наряду с другими тяжелыми наркотиками сформировал наркомафию
как таковую. В некоторых странах (Афганистан) он является основной статьей
экспорта. Героину посвящены песни (к примеру, знаменитый «Героин» лидеров
нью-йоркского протопанка Velvet Underground), фильмы (недавний пример —
британская наркодрама «Трэйнспоттинг») и книги. Среди последних — наиболее
удачный роман Уильяма Берроуза «Голый завтрак», с огромным талантом и точностью
проникающего в сознание героинщика, описывающий все нюансы его состояний, его
страхи и его радости.
Уильям Берроуз, 1953 г. фото: corbis
Уильям Берроуз (1914-1998. кличка — Старый Буйвол Ли) — известный американский прозаик. Наряду с Алленом Гинсбергом и Джеком Керуаком являлся одним из идеологов и основоположников движения битников в США в 1950-х — начале 1960-х годов. Окончил Гарвардский университет, изучал медицину в Вене, объездил весь мир, долгое время вел асоциальный образ жизни, афишировал свою гомосексуальную ориентацию и увлечение гашишем и ЛСД, случайно застрелил свою жену. Первая книга — «Джанки. Исповедь наркомана» (1953). Автор десятков романов, рассказов и эссе. Наиболее известное произведение — «Голый завтрак» (1959, экранизирован Дэвидом Кронненбергом в 1992), запрещено в год выхода Высшим судом штата Бостон и реабилитировано семь лет спустя. Являлся культовым писателем и для последующих поколений альтернативной культуры, его приняли как своего хиппи, а уже в 1990-х годах альбомы с участием Берроуза записали такие известные музыкальные экспериментаторы, как Билл Ласвелл и Том Уэйтс.
Несмотря на приведенные примеры, героин, в отличие от той же кислоты, — наименее
продуктивный в творческом плане и наиболее криминализированный среди тяжелых
препаратов. Это связано, во-первых, с тем, что действие
героина крайне физиологично,
он не обостряет, а напротив, притупляет, гасит восприятие. Во-вторых,
героин
обладает «сильной личностью» («Трэйнспоттинг»), это наркотик-диктатор, который
подчиняет себе реципиента не только во время приема и воздействия, но и вне
рамок опьянения. Опиаты формируют у зависимого от них особый распорядок жизни
(на постсоветских территориях получивший название системы), стиль поведения.
Индивидуальность наркомана постепенно растворяется более сильной
индивидуальностью героина, требующего работы только на себя. Кара
за непослушание - синдром отнятия, абстиненция (ломка) — может быть
смертельной. Любые моральные сдержки также амортизируются. Героинщики в глубокой
стадии заболевания способны на воровство, предательство, убийство. Жизнь —
ничто, доза — все. Кроме того, последние 20 лет героиновая наркомания жестко
связана с распространением СПИДа — именно зависимые от опиатов наряду с гомосексуалами являют собой лидирующую группу риска.
Пейзаж героина — бедные, полуразрушенные кварталы мегаполисов, кучи пустых шприцев на
пустырях, загаженные квартиры, вой полицейских (ментовских) сирен, жесточайшее
насилие, больницы, трупы, трупы и трупы. Тотальная, всеобъемлющая безнадежность.
Героин — депрессивная изнанка цивилизации. Победить его невозможно, даже уничтожив
все маковые поля вместе с их владельцами в Афганистане и «золотом треугольнике»
в Юго-Восточной Азии. Общество предлагает один тип зависимости,
героин — другой. И
там, и здесь комфорт на некоторое время гарантирован, а игра идет до смерти.
Только сроки разные. [Д. Десятерик]
СМ.: Вирус, Кислота, АСА, Наркотики, Система, Хиппи.