Альтернативная культура

 

энциклопедия

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation — установка, проведение, назначение на должность) — пространственный арт-объект, обычно многосоставный. Как ведущий жанр современного изобразительного искусства возникает на зрелом этапе западного модернизма 1960-1970-х годов (первые опыты легко обнаружить у Марселя Дюшана в его творчестве 1910-х годов; СМ.: рэди-мейд), на грани истощения образной выразительности скульптуры и усиливающихся новаций в области живописи. И. использует тело картины (у киевлянина А. Малых) или скульптуры (экс-дадаист М. Рэй, «Реставрированная Венера», 1936), преображая его смысл в неравноправном симбиозе. Распространяя экспансию в традиционных направлениях, инсталляция одновременно генерирует сопредельные изобразительные жанры: разросшаяся, разбухшая инсталляция, захватившая плоскость стен — энвайромент, а ее сокращенный вариант, сведенный до уровня компактной плоскости — ассамбляж. Инсталляция — достаточно адекватное зеркало творческих исканий второй половины XX века (уже И. Ансельма Кифера «Летающая палитра», 1983,можно воспринять как метафору современной живописи). Инсталляция может реализовываться в формах языческого капища («Врата Солнца» Г. Вышеславского, Киев, 1989) и алтаря (инсталляция москвичей И. Макаревича, Е. Елагиной, посвященная старой писательнице Новиковой-Вашенцевой, 1995), мебели («Шкаф из Вандеи», Ж. Л. Вильма, 1989) и музыкальной шкатулки («Военный гроб. Ответ Маринетти», Г. Юккера, 1968: инсталляция, сопровождаемая шумами Сталинграда 1942 года), вариации неисчерпаемы.

 

Artist Gunther Uecker in his Studio

Гюнтер Юккер в студии фото: corbis

 

 

Гюнтер Юккер (р. 1930, Вендорф, Мекленбург) - немецкий художник.

Учился в Висмаре и Берлине-Вейсензе, Дюссельдорфской академии (1955-1958, ее профессор с 1978 года). Первая персональная выставка состоялась в Милане в 1959 году. Член группы ЗЕРО, Дюссельдорф (1961-1966). Издал десять выпусков газеты «Юккер-цайтунг» (с 1968). Автор фильма «Черное помещение — белое помещение (1972), декораций к операм Вагнера («Парсифаль», 1976; «Лоэнгрин., 1979). В1983 году Юккеру вручен Императорский перстень. Посетил Сибирь в 1984 году (также Японию. Китай, Монголию). Наиболее известен многочисленными инсталляциями с использованием гвоздей (с 1957), во второй половине шестидесятых обращался к кинетике.

 

 

Инсталляторы используют любые материалы — от пластилина («Народ Хо», С. Мартынчик, И. Степина, 1992) до дерьма (П. Мандзони, 1961),— но не отказываются и от антиквариата (инсталляция одессита А. Лисовского) или вполне архаичных материалов, вроде древесной лозы (плетения украинки Т. Бабак 1990-х годов) или базальтовых глыб (у Й. Бойса в «Конце XX века», 1983). Инсталляция легко вписывается в классическую архитектуру («ВОДАОГОНЬ» ф. Плесси в Венеции, 2001). Инсталляция также сотрудничает с видео, принуждая его следовать собственной логике образа (что не исключение даже для Нам Джун Пайка), и сочетает вечное с суетным («Вечная стоянка» Армана, 1982: 60 автомобилей, вмурованных в 1600-тонной глыбе бетона), но доступен ей и бытовой макабр («Электрический стул» Л. Дельви, 1999). Полнее всего инсталляция выразилась в русле минимализма, хотя и постмодерн не смог не воспользоваться ее удобной матрицей (И. Копыстянский в 1985-1986 годах составляет «Конструкции» из деформированных копий полотен старых мастеров), и она служила отдушиной для мастеров поп-арта (Р. Раушенберг). И. как жизнь — или как пицца: для нее годится все или почти все (с той разницей, что в инсталляции отсутствуют непременные пиццевские ингредиенты вроде сыра и томатов, то есть в инсталляции, соответственно, больше свободы).


Последние 15-20 лет инсталляция у нас прочно заняла надлежащую ей нишу, разрастание которой, однако, не предвидится ввиду некоммерческого характера этого, наверное, самого емкого и универсального жанра современного искусства. [О. Сидор-Гибелинда]
СМ.: Видеоарт, Медиа-арт, Объект, Реди-мейд.

 

Сайт создан в системе uCoz