МЕЙДЖОР (от англ. major - старший, главный, более важный) — крупная компания, как правило, в США, занимающаяся производством (дистрибьюцией, прокатом, продажей) кино и музыки. Мейджор является основным поставщиком продукта в кинематографический мейнстрим. Продукция мейджора маркируется как фильмы категории «А». Основные мейджоры США сосредоточены в Голливуде — Warner Brothers, Buena Vista International, New Line Cinema, Walt Disney и другие, в последнее время к ним присоединилась бывшая независимая нью-йоркская студия Miramax. В Европе традиция кинокорпораций прервалась по объективным причинам. Стоит лишь отметить, что до прихода фашистов к власти германская DEFA являлась крупнейшим кинопроизводителем в мире, оставляя позади даже преуспевавших американцев. Ныне европейским мейджором можно считать разве что Gaumont во Франции — из года в год бросающий все более серьезный вызов Голливуду.
Мейджоры составляют основу благосостояния американского кинематографа.
Именно их продукция преобладает в прокатных сетях большинства стран. Происходит
это не из-за высокого качества категории «А» или же доступности содержания, — то
есть чисто художественный фактор здесь ни при чем, — а по причине чрезвычайно
выгодных условий, созданных мейджорами для проката своей продукции.
Дистрибьюторы приобретают картины не под выплату твердой фиксированной суммы, а
под процент с выручки за билеты, который — уже потом, после — следует передать
мейджору. Конечно, может быть и провал, но в данной системе подобные
проблемы легко просчитываемы. Таким образом, работа с мейджорской
продукцией выгодна для посредников любого уровня. Но речь о прибылях
производителя не идет — сбор за блокбастер уровня «Матрицы» в России или по
всему СНГ ничтожен по сравнению с цифрами первого уик-энда в США и на развитом
Западе. Задача иная — постоянное культурное присутствие.
Мейджор можно сравнить с центральной частью механизма, обеспечивающего
постоянное заполнение визуальной сферы иллюзорными ценностями — теми, на которых
зиждется мейнстрим как таковой. Конечно, здесь может создаваться и достаточно
бунтарское («Бойцовский клуб » Майкла Фиггиса) или высокопробное кино (фильмы
Фрэнсиса Форда Копполы или Мартина Скорцезе лучшего периода). Но, в целом,
мейджор служит мощнейшим фильтром, призванным пресекать отклонения от
стандартов в любую сторону — артхаус или трэш, радикальность либо провокация
исключены, оттеснены в резервацию низкобюджетной альтернативы.
Очевидно, по настойчивости в продвижении собственного продукта, стремлению к
постоянному расширению, внутренней тоталитарной структуре мейджор
становится в один ряд с крупнейшими мультикорпорациями, действующими в других,
далеких от культуры, областях экономики. Вполне логично, антиглобалисты должны
бы избрать своими целями кинотеатры, но этого почему-то не происходит. В
мусульманском мире, проклиная «большого Сатану», продолжают смотреть
американские фильмы. Мейджору. удается то, чего не смог пока достичь ни
один политик либо полководец: пробраться не просто в стан, но в душу врага, хотя
бы на время киносеанса. Происходит это потому, что мейджор предлагает
потребителю то, чего не может дать ни одна идеология: детство. Ибо только в
детстве можно настолько легко разделаться с сильнейшими врагами и самому быть
невероятно сильным, и красивым, и благородным, и лучше всех вооруженным. Игра,
которую предлагает мейджор, настолько проста, а последствия ее настолько
безопасны, что в нее играют все, даже те, кто с удовольствием направил бы
авиалайнер в головной офис 20th Century Fox.
Старший остается старшим. Потому что только ему под силу превратить остальных в
детей: такая всеподключающая матрица вечной беззаботности. [Д. Десятерик] СМ.:
Артхаус, Гламур, Масскульт, Мейнстрим, Попкорн.