НЕКРОРЕАЛИЗМ — направление в экспериментальном кинематографе, представленное исключительно фигурой петербургского режиссера Евгения Юфита.
Жизнь Юфита по-питерски полна сумеречных мифов. Согласно одному из них, в 1970-х
годах еще в советском Ленинграде он был чуть ли первым панком в СССР. Тогда же,
как гласит молва, передал панковское дело Андрею «Свину » Панову, лидеру группы
«Автоматические Удовлетворители», недавно скончавшемуся. Прекратив панковать,
Юфит стал снимать кино. Некрореализм начался с того, что будущий основатель с группой
единомышленников под звучными псевдонимами Андрей Мертвый, Евгений Дебил, Юрий
Циркуль, Алексей Трупырь выезжал на природу развлекаться. Нетрезвые артисты
смущали покой пригородных лесов, имитировали драки и совершали множество других
хаотических действий. Юфит фиксировал эти спонтанные хэппенинги на пленке.
Мордобойные братания оформились в фильмы «Лесорубы», «Санитары-оборотни »,
«Весна », «Мужество», «Веприсуицида».Это исцарапанные черно-белые
короткометражки, без звука, в которых постоянно кто-то дерется, ползают
перебинтованные полумертвые персонажи, а тот, кто еще не умер, обязательно это
делает путем изощренного самоубийства.
Евгений Юфит. фото: www.arthouse.ru
Евгений Юфит родился в 1961 году в Ленинграде. С начала 1980-х участвовал в выставках живописи и фотографии в СССР и за рубежом. В1984 году организовал независимую киностудию «Мжалалафильм», объединившую радикальных художников, писателей и режиссеров. Короткометражный фильм «Санитары-оборотни» — манифест некрореализма. Стажировался в киношколе Александра Сокурова. Фильмография: «Санитары-оборотни» (к/м, 1985). «Лесоруб» (к/м,1985), «Весна» (к/м, 1987), «Вепри суицида» (к/м, 1988), «Мужество» (к/м, 1988), «Рыцари поднебесья» (к/м, 1989), «Папа, умер Дед Мороз» (1991), «Воля» (к/м, 1994), «Деревянная комната» (1995), «Серебряные головы» (1998), «Убитые молнией» (2002).
Потом Юфита вместе с другими представителями параллельного кино согласился
принять к себе на стажировку Сокуров, на период съемок своего фильма «Спаси и
сохрани». Александр Николаевич до сих пор не любит вспоминать об этом опыте.
«Параллельная» молодежь спустя год благополучно разбежалась, ничего толком не
сделав. За исключением Юфита: тот снял почти профессиональную получасовку
«Рыцари поднебесья», где прочитывался довольно злобный стёб над Тарковским. С тех пор раз в три-четыре года Юфит снимает полнометражный фильм. Кроме
того, он рисует картины, выставляется как художник.
Формально причисленный к лону параллельщиков, Юфит даже в ранние годы своей
режиссерской практики заметно отличался от советского киноандерграунда и
артхауса. Его фильмы имеют четкие стилистические и формальные признаки, что
позволяет говорить о некрореализме как целостном эстетическом явлении. Как правило, это
черно-белые, с вялотекущим сюжетом картины. Пространство кадра —
минималистическое до убогости: унылая среднерусская равнина, канализационные
катакомбы, неуютные дома. Поступки героев немотивированы и загадочны,
общая неадекватность характерна для всех. Отсюда обильные эпизоды насилия, ранения, массовые драки,
искалеченные персонажи, убийства и суициды. Тем не менее для
некрореализма характерно
стремление к нонспектакулярности изображения, снижение пафоса зрелища, отказ от
монтажных и актерских аттракционов, направленных на повышение заинтересованности
аудитории. Это холодное, грязное и некрасивое кино. Даже насильственные действия
в некрофильмах, при подчас запредельной жестокости, лишены причинно-следственной
агрессии, обязательной для развлекательных жанров.
Последний фильм Юфита «Убитые молнией» (Россия-Нидерланды-Швейцария) для
некрореализма — этапный. В нем, кажется, намечен логичный переход режиссера к новой философии
природы, озвученной устами главной героини, ученого-эволюциониста. Оказывается,
Дарвин ошибался. Человек так же может быть предком дерева и камня, как камень и
дерево — предками человека. А инстинкт размножения — это всего лишь случайность,
непредвиденная мутация, сбой в системе. Никаких половых отличий в правильной
эволюции нет и быть не может. И весь строй фильма — традиционно молчаливого,
тягучего, черно-белого — это подтверждает.
Парадокс лишь в том, что смерть — базовое понятие некрореализма — при подобном подходе
отменяется. [Д. Десятерик]
СМ.: Артхаус, Зрелище, Панк, Параллельное кино, Трэш.
Виктор Мазин НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: (Ф)АКТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ