ОБЪЕКТ (от английского object — предмет) — обобщающее определение для произведений, использующих искусственно созданные или готовые предметы (так называемые реди-мейды). Понятие объект распространилось в современном искусстве в 1960-е годы с массовым утверждением нетрадиционных арт-технологий, таких, как инсталляция, перформанс, тот же реди-мейд.
Fountain by Marcel Duchamp 1917
Первые объекты выставляли на своих экспозициях дадаисты в конце 1910-х — начале 1920-х годов. Объект вошел также в масскулът как один из ключевых терминов шпионско-детективной («Объект наблюдения») и футурологической («неопознанный летающий объект») литературы и кинематографии. В художественной среде понятие наиболее часто используется в жаргоне и практике концептуалистов (при их отвращении к фигуративным результатам любое вещественное доказательство концептуалистской деятельности становится объектом), а также художников «искусства земли», лэнд-арта — их творения на подмостках того или иного пейзажа вписываются в природную среду на правах ее объекта.
В деятельности московских концептуалистов понятие объект является одним из центральных. Так, в практике легендарной концепт-группы «Коллективные действия » объект проявления акции — сопутствующие приметы, как бы необязательные детали происходящего ( «конкретности дискурса демонстрационных/экспозиционных полей» — Андрей Монастырский, 1986): имена участников, случайные эпизоды, названия мест и их частные характеристики, одним словом, все то, что и составляет наполнение акции, ее знаковую фактуру.
По большому счету, и концептуалистскому, и лэнд-артистскому
объекту сопутствует полоса отчуждения, — ведь
субъект, то есть зритель, — случаен, необязателен. Ракурс рефлексии и наблюдения
узурпируется художником или участниками акции. Результат отдает мистикой:
творчество превращается в ритуал, где сам
объект - нечто вроде
религиозного идола, требующего камланий и жертв, но никак
не понимания. [Д. Десятерик]
СМ.: Акция, Инсталляция, Концептуализм, Перформанс, Реди-мейд.