ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО — андерграундное направление в советском кинематографе, сформировавшееся вопреки канонам как официального искусства, так и авторского кино.
Зарождение параллельного кино можно отнести к
рубежу 1970-1980-х годов, когда, преимущественно в Москве и Ленинграде,
несколько энтузиастов начали создавать короткометражные
работы, по эстетике резко отличавшиеся от всего, что
делали тогдашние как любители, так и профессионалы. Новое движение достаточно
быстро выработало стилистику, составляющими которой были аполитичность, внимание
к перверсиям, немотивированному насилию, смерти, отказ от красивого,
«сделанного» изображения, полная независимость от официальных структур.
Появилось и свое печатное издание — самиздатовский журнал «Синефантом». Четкого
разделения по специальностям не было — все и снимали, и играли в фильмах друг
друга. Наиболее активны и своеобразны были братья Глеб и Игорь Алейниковы,
Евгений Юфит, Борис Юхананов, Евгений «Дебил» Кондратьев.
Типичный параллельный фильм выглядел как черно-белая короткометражка, с плохо
проработанным, дергающимся, исцарапанным изображением, без связного сюжета.
Персонажи (героев, во всех смыслах, здесь не было), как правило, обходились без
диалогов и предавались диковатым занятиям — беспрерывным дракам, самоубийствам
(«Санитары-оборотни », «Мочебуйцы-труполовы», «Вепри суицида»), гомосексуальным
изнасилованиям («Жестокая болезнь мужчин »), иногда героев не было вовсе — на
экране работал бульдозер, а за кадром восторженный женский голос произносил
эротический монолог («Трактора»).
С наступлением перестройки параллельное кино стало
на некоторое время столь же модным, как и пресловутый советский рок. Показ
параллельных короткометражек стал непременным атрибутом крупных рок-фестивалей,
более того, и самостоятельный просмотр этих фильмов мог спровоцировать ажиотаж,
как, например, в Киеве, где билеты
на программу параллельщиков продавали втридорога на
черном рынке. Показы, фестивали, форумы следовали один за другим. Однако
параллельное кино оказалось чем-то вроде редкостной
глубоководной рыбы, которая, будучи поднятой на поверхность, погибает. Уже на
излете своей популярности параллелыцикам удалось снять ремейк сталинских
«Трактористов» — «Трактористы-2». Некоторые из них, в том числе Юфит, пытались
пройти стажировку у Александра Сокурова в качестве ассистентов режиссера на
фильме «Спаси и сохрани». Затея закончилась провалом. В 2002 году часть бывших
параллелыциков под водительством Юхананова взялась осуществить сугубо
коммерческий проект — фильм-пародию на голливудские футуристические блокбастеры
«Иван-дурак» (комедия в стиле «кибер-комикса»), раскручивавшийся по всем законам
мейнстрима. Однако попытка была явно неудачной. Довольно много снимают
подопечные опять же Юхананова в рамках его «мастерской индивидуальной режиссуры»
(МИР) — тоже без убедительных результатов. У параллельного
кино были все шансы трансформироваться в подобие экранного трэша —
тем более что в СНГ эта ниша явно пустовала — но этого не произошло. Ведь трэш
создает собственную реальность, пародийную и искаженную относительно
киномейнстрима, пропуская через себя штампы последнего. А
параллельное кино саму советскую действительность воспринимало как
всеохватный трэш, бытийную мусорную свалку, и вдохновлялось этим, во многом
справедливым, фактом. С наступлением капиталистического разнообразия источники
вдохновения иссякли. А новоявленный российский трэш (мусорная экранизация
"Идиота" Достоевского «Даун Хауз», к примеру), как положено, являет собой обезображенный и опошленный
киногламур, но никак не параллельное кино.
Сегодня из всей когорты параллелыциков наиболее состоявшимися можно признать
начинавшую в группе «Трактористов-2 » Ренату Литвинову (соавтор сценариев и
исполнительница ролей в последних фильмах Муратовой и других режиссеров, сама
режиссер) и Евгения Юфита, создавшего и успешно поддерживающего собственный
вариант параллельного кино — некрореализм. [Д.
Десятерик]
СМ.: Андерграунд, Артхаус, Видеоарт, Мейнстрим, Некрореализм, Самиздат, Трэш,
Чернуха.