ПЕРФОРМАНС (англ. performance — спектакль) — квазитеатральное действо, режиссирование и исполнение которого совершает профессиональный художник в одиночку или с горсткой посвященных — нанятых статистов, коллег-соратников, обычно без словесного сопровождения, либо же таковое несущественно по сравнению с изобразительной частью. «От художника требуется нетерпимость к любым ограничениям в искусстве, следовательно, основа перформанса всегда анархична»,— утверждает исследовательница этого жанра Р. Ли Голдберг. В отличие от собственно театрального представления, перформанс часто пренебрегает фабульной занимательностью. Нередкий элемент шокирующего кощунства концентрируется в неопределенной единице времени, при этом каждая последующая фаза не отличается принципиально от предыдущей.
Перформанс может
совмещать хореографию, музыку, околорелигиозное действо и карнавал кощунств, но
все это претворяется в единстве осмысленного творческого жеста. Жанр позволяет
художнику лавировать между шаманизмом («оргии» и «мистерии» Германа Ницша, ок.
1962) и технократией (всякий мало-мальски стоящий перформанс
предполагает фото-и видеофиксацию), подчас совмещая и то, и другое. Некоторые
классификации относят к перформансу и боди-арт, и
«автобиографическое представление», и «социальный
комментарий». Что касается последнего, то его роль неуклонно возрастает и на
Западе («Осама любит погорячее» Аарона Барщака, Виндзор, 2003: непреднамеренное
целование художника, переодетого лидером Аль-Каиды, с принцем Уэльским), и в
России («Изгнание из рая» А. Устина, Н. Николаевой, Петербург, 2002:
перформанс в «Макдональдсе», попытка отнятия у
посетителей гамбургеров и кока-колы двумя нагими художниками). Само напряженное
ожидание перформанса также может быть его формой
(француз Андре Кадер, "человек с разноцветной палкой», чье появление в
галереях вносило страх и сумятицу). И, наверное, в таком контексте следует
воспринимать «собачьи представления» О. Кулика, прокомментировавшего их
следующим образом: «Реальность... возбужденная моими действиями, начинает
действовать абсолютно...» В другом случае перформанс
оказывается чуток к восприятию смутных криминогенных настроений эпохи («Расстрел
парижских коммунаров» В. Цаголова, Киев, 4 мая 1993).
Перформеры 1960-х годов зачастую были безжалостны к себе — вплоть до
вбивания гвоздей в собственные ладони — и немилосердны к публике. В современной
России история повторяется. Потенциал бунта, таящийся в
перформансе, никуда не исчез, доказательства чему приходят вновь и
вновь. [О. Сидор-Гибелинда] СМ.: Акция, Боди-арт, Нудизм, Провокация, Хэппенинг.