ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ (от англ. political correctness) — 1) свод неписаных этических норм, соблюдение которых является крайне важным для создания успешного произведения мейнстримного или массового искусства; 2) любимое ругательство постсоветских интеллектуалов.
Понятие политкорректности распространено в
кинематографе, особенно в голливудском. В США правила
политкорректности выполняются настолько прямолинейно, однообразно и в
лоб, что давно уже превратились сами по себе в штамп. Если главные герои — двое
полицейских, то один из них обязательно чернокожий. Если в качестве злодеев
фигурирует банда афроамериканцев, то и ловить их должны тоже черные. Половой акт
следует показывать так, чтобы ни в коем случае не задеть чьи-либо чувства, не навлечь
на себя обвинения в сексуальном шовинизме и эксплуатации женщин. В итоге
сцены соития превращаются в скучнейший набор крупных планов оголенных плеч, спин
и голеней, так что неясно, чем вообще занимаются герои. Недопустимо
использование слов, оскорбляющих кого-либо по расовому, половому или
религиозному признаку.
В Европе дело обстоит немногим лучше. Фестивали заполонены фильмами о больных
раком и СПИДом, о женщинах, отстаивающих свое достоинство в борьбе с похотливыми
начальниками и прочими двуногими в штанах, о матерях-одиночках, о геях и
лесбиянках и т. д. В прокате — то же (СМ.: выше).
Собственно, в прокате и в телепоказах прокатных фильмов все дело. Если
поп-музыка даже в самых своих радикальных (некорректных) проявлениях остается
достаточно условным, быстротекущим продуктом; если ценностная иерархия
литературы выпадает из однозначно моралистических координат, то в кинематографе
всепроникающий политкорректный регламент сочетается с визуальной
убедительностью. Что, конечно, не может не раздражать более внимательную часть
аудитории. Штамп есть штамп в любом случае, какими бы высокими целями не
оправдывался автор. Именно в силу убогого уровня прокатных фильмов в сознании
зрителей закрепилось понятие о политкорректности
как о непременном свойстве посредственных, невзыскательных картин. Что
любопытно, многие из числа постоянных ругателей
политкорректности регулярно смотрят ненавистные американские фильмы,
ругают, опять смотрят — процесс, можно сказать, циклический. При этом
действительно талантливые артхаусные картины, которые неизмеримо выше плоской
дидактики, игнорируется вовсе - как слишком «эстетские».
Реакция на политкорректность — бесконечные сериалы
про спецназ, ментов, борьбу с чеченскими террористами, одиозные фильмы наподобие
«Брат», «Брат-2», «Война», «Сестры», в которых все преступники и подонки
являются представителями каких угодно наций, только не русской, за редчайшими
исключениями (на одной планке с негодником-чеченцем, цыганом, евреем,
американцем может быть только еще богатый русский — в семье, знамо дело, не без
урода). И обозначенная тенденция лишь усиливается. Если же добавить сюда
растущую фашизоидность в постсоветских странах, то следует признать, что
перспективы здесь у политкорректности как
совершенно альтернативной идеологии — самые блистательные. [Д. Десятерик]
СМ.: Мейджор, Мейнстрим, Цензура.