ПОРНОГРАФИЯ (сокр. порно от древнегреч. pornos — развратник и grapho — пишу) — общее обозначение образов и текстов, откровенно изображающих половой акт До 1960-х годов — объект социальных табу. В 1960-е порнография в кино — составляющая контркультуры, провозгласившей сексуальность важной частью природы человека. До появления фотографии и кинематографа основным носителем порнообразов была литература, в которой первая убедительная попытка легитимизации порнографии принадлежит де Саду.
Краснофигурная амфора (пелика). Аттика, 5 в. до н.э.
Порнография —
понятие не эстетическое а юридическое, и определяется как откровенное
изображение полового акта, не оправданное художественным замыслом. Напротив,
сколь угодно откровенные сцены не являются
порнографическими, если они встроены в структуру авторского
замысла. Согласно классификации, предложенной российским кинокритиком
Сергеем Шолоховым: хард-порнография — половой акт,
фиксированный сам по себе, во всех деталях; софт-порнография,
когда в откровенный фильм заложен сюжет, хард-эротика — не показываются крупно
гениталии, софт-эротика — только обнаженные женщины. Но противоречивые ситуации
нередки. Например, «Империя чувств» японца Осимы, поначалу классифицированная в
Европе как порнография, впоследствии признана
образчиком артхауса. Радикальные режиссеры шестидесятых уходили в
порнографию, считая это средством борьбы с системой.
Однако порнография, как вся контркультура, быстро
коммерциализировалась — во многом тому способствовало распространение Интернета,
видео, удешевление кинопроизводства. В девяностых французский режиссер Катрин
Брейя, автор изречения «порнографии не
существует», выпустила провокационные фильмы «Романс X», «Интимные сцены»,
провозгласив новый жанр — арт-порно (сам по себе абсурдный, так как то,
что является порнографией, автоматически не есть
искусство, и наоборот). А наиболее радикальный арт-порнофильм «Трахни
меня» снят бывшими французскими порноактрисами Виржини Депант
и Корали (поначалу был запрещен Министерством культуры Франции). Природу
порнографии исследовала в своем эссе
«Порнографическое воображение» Сьюзан Зонтаг. По Зонтаг, непристойность — основа
культуры, следовательно, порнография — табу
западной цивилизации. В наиболее талантливых произведениях открывается, что
истинный объект порнографии — не секс, а смерть
(де Сад, Батай), а порнография, фиксируя половой
акт, является окном в пограничные формы сознания.
Тоталитарный строй предъявляет права на либидо индивида (СМ.: антиутопию Джорджа
Оруэлла «1984»). В либеральном обществе отношение к
порнографии определяется традициями и менталитетом. В СНГ ввоз и
производство порнографии запрещены. Голландия —
пример максимального либерализма (запрещена только детская
порнография). В социальном плане разрешение
порнографии снимает социальное напряжение, снижает преступность на
сексуальной почве. В актуальном искусстве порнография
представлена в творчестве художников, экспериментирующих с телесностью, с одной
стороны, с социальными и религиозными табу — с другой (фотосерия художника Дж.
Кунса и порнозвезды Чиччолины, позже сделавшей карьеру радикального
политика). Более того, крайне откровенные сцены стали частым атрибутом картин
именитых артхаусных режиссеров — кроме Катрин Брейя, стоит назвать Ларри Кларка
(«Кен Парк »), Ларса фон Триера («Идиоты»), причем студия Zentropa,
принадлежащая последнему, официально производит порнофильмы. [А. Курина]
Чиччолина, первая звезда жёсткого порно,
которая стала депутатом парламента
В целом порнографический образ — бесплодный, но идеально отлаженный и
неостановимый механизм, соединяющий поток желания с "антипроизводством"
смерти, обремененный, при всей откровенности,
двойной тайной Эроса и Танатоса, — всегда будет манить радикальных художников и
разнообразнейших экспериментаторов. С порнографией,
кстати, связана и одна из самых волнующих загадок в истории контркультуры.
Во все хрестоматии террора внесено знаменитое похищение Патрисии Херст, дочери
газетного магната Уильяма Херста, совершенное подпольной Армией освобождения
симбионтов в 1974 году. Выполнение условий террористов (освобождение из тюрьмы
одного из соратников, массовые пожертвования Херста неимущим Калифорнии)
затянулось, а сама Патрисия прониклась идеями АОС и начала принимать участие в
их акциях. Вскоре ее захватили вместе с остальными, но довольно быстро
помиловали. Однако еще удивительнее то, что все коллизии похищения были в
деталях описаны в порнографическом романе «Черный похититель», изданном
небольшим тиражом в Калифорнии в 1972 году, то есть за два года (!) до событий.
В романе героиню зовут Патрисия, она дочь преуспевающего консервативного отца,
похищает ее группа радикальных активистов, руководитель которой — чернокожий
харизматик, одна из террористок — лесбиянка, совпадают и требования
подпольщиков, героиня, в конце концов, присоединяется к своим похитителям и т.
д. За прошедшие десятилетия полиция, спецслужбы и журналисты предпринимали
неоднократные попытки разыскать автора, издателя либо дистрибьютора «Черного
похитителя », но так никого и не нашли. [Д. Десятерик]
СМ.: Артхаус, Неформат, Нудизм, Садо/мазо, Цензура.