Альтернативная культура

 

энциклопедия

ПОРНОГРАФИЯ (сокр. порно от древнегреч. pornos — развратник и grapho — пишу) — общее обозначение образов и текстов, откровенно изображающих половой акт До 1960-х годов — объект социальных табу. В 1960-е порнография в кино — составляющая контркультуры, провозгласившей сексуальность важной частью природы человека. До появления фотографии и кинематографа основным носителем порнообразов была литература, в которой первая убедительная попытка легитимизации порнографии принадлежит де Саду.

 

 

Краснофигурная амфора (пелика). Аттика

Краснофигурная амфора (пелика). Аттика, 5 в. до н.э.


Порнография — понятие не эстетическое а юридическое, и определяется как откровенное изображение полового акта, не оправданное художественным замыслом. Напротив, сколь угодно откровенные сцены не являются порнографическими, если они встроены в структуру авторского замысла. Согласно классификации, предложенной российским кинокритиком Сергеем Шолоховым: хард-порнография — половой акт, фиксированный сам по себе, во всех деталях; софт-порнография, когда в откровенный фильм заложен сюжет, хард-эротика — не показываются крупно гениталии, софт-эротика — только обнаженные женщины. Но противоречивые ситуации нередки. Например, «Империя чувств» японца Осимы, поначалу классифицированная в Европе как порнография, впоследствии признана образчиком артхауса. Радикальные режиссеры шестидесятых уходили в порнографию, считая это средством борьбы с системой. Однако порнография, как вся контркультура, быстро коммерциализировалась — во многом тому способствовало распространение Интернета, видео, удешевление кинопроизводства. В девяностых французский режиссер Катрин Брейя, автор изречения «порнографии не существует», выпустила провокационные фильмы «Романс X», «Интимные сцены», провозгласив новый жанр — арт-порно (сам по себе абсурдный, так как то, что является порнографией, автоматически не есть искусство, и наоборот). А наиболее радикальный арт-порнофильм «Трахни меня» снят бывшими французскими порноактрисами Виржини Депант и Корали (поначалу был запрещен Министерством культуры Франции). Природу порнографии исследовала в своем эссе «Порнографическое воображение» Сьюзан Зонтаг. По Зонтаг, непристойность — основа культуры, следовательно, порнография — табу западной цивилизации. В наиболее талантливых произведениях открывается, что истинный объект порнографии — не секс, а смерть (де Сад, Батай), а порнография, фиксируя половой акт, является окном в пограничные формы сознания.


Тоталитарный строй предъявляет права на либидо индивида (СМ.: антиутопию Джорджа Оруэлла «1984»). В либеральном обществе отношение к порнографии определяется традициями и менталитетом. В СНГ ввоз и производство порнографии запрещены. Голландия — пример максимального либерализма (запрещена только детская порнография). В социальном плане разрешение порнографии снимает социальное напряжение, снижает преступность на сексуальной почве. В актуальном искусстве порнография представлена в творчестве художников, экспериментирующих с телесностью, с одной стороны, с социальными и религиозными табу — с другой (фотосерия художника Дж. Кунса и порнозвезды Чиччолины, позже сделавшей карьеру радикального политика). Более того, крайне откровенные сцены стали частым атрибутом картин именитых артхаусных режиссеров — кроме Катрин Брейя, стоит назвать Ларри Кларка («Кен Парк »), Ларса фон Триера («Идиоты»), причем студия Zentropa, принадлежащая последнему, официально производит порнофильмы. [А. Курина]

 

la Cicciolina - Anna Elena Staller

Чиччолина, первая звезда жёсткого порно,

которая стала депутатом парламента


В целом порнографический образ — бесплодный, но идеально отлаженный и неостановимый механизм, соединяющий поток желания с "антипроизводством" смерти, обремененный, при всей откровенности, двойной тайной Эроса и Танатоса, — всегда будет манить радикальных художников и разнообразнейших экспериментаторов. С порнографией, кстати, связана и одна из самых волнующих загадок в истории контркультуры.


Во все хрестоматии террора внесено знаменитое похищение Патрисии Херст, дочери газетного магната Уильяма Херста, совершенное подпольной Армией освобождения симбионтов в 1974 году. Выполнение условий террористов (освобождение из тюрьмы одного из соратников, массовые пожертвования Херста неимущим Калифорнии) затянулось, а сама Патрисия прониклась идеями АОС и начала принимать участие в их акциях. Вскоре ее захватили вместе с остальными, но довольно быстро помиловали. Однако еще удивительнее то, что все коллизии похищения были в деталях описаны в порнографическом романе «Черный похититель», изданном небольшим тиражом в Калифорнии в 1972 году, то есть за два года (!) до событий. В романе героиню зовут Патрисия, она дочь преуспевающего консервативного отца, похищает ее группа радикальных активистов, руководитель которой — чернокожий харизматик, одна из террористок — лесбиянка, совпадают и требования подпольщиков, героиня, в конце концов, присоединяется к своим похитителям и т. д. За прошедшие десятилетия полиция, спецслужбы и журналисты предпринимали неоднократные попытки разыскать автора, издателя либо дистрибьютора «Черного похитителя », но так никого и не нашли. [Д. Десятерик]
СМ.: Артхаус, Неформат, Нудизм, Садо/мазо, Цензура.

 

Сайт создан в системе uCoz