Альтернативная культура

 

энциклопедия

ПОСТМОДЕРНИЗМ (постмодерн, реже — трансавангард). «Мы будем танцевать вокруг постмодернизма» (В. Курицын!). «Поют трогательно, серьезнo без постмодернистских прибамбасов» (В. Жежера). «Кажется возможным, что маски и делающие "популистские" жесты в различные постмодернистских оправданиям и манифестах, на самом деле являются простым отражением и симптомом культурной мутации, в которой все, что клеймилось как массовое искусство и коммерческая культура, теперь входит в пределы обогащения культурной "сферы" я (Ф. Джеймисон). «Для постмодернизма характерна интерпретация культуры как расширяющегося понимания себя, "разбегающаяся" рефлексия цепляющихся друг за друга и уточняющих друг друга смыслов» (Ю. Лейдерман). «Постмодернизм — совокупность тенденций в литературе, философии и искусстве, преимущественно в США и Франции второй половины XX века; течение катастрофизма... частое использование имитации» (Универсальный словарь-энциклопедия). «Постмодернизм — явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления» (Т. Керимов). «Мы перешли из состояния модерна к состоянию постмодерна и из индустриального общества к постиндустриальному» (П. Рестани). «А какая сейчас ситуация? — Ситуация постмодернизма — А что тогда стало критерием? — Идея выбора. — Выбора чего? — Выбора стереотипов, стратегий, повтора того, что уже было, но выбора сознательного, связанного с определенными (подчас прагматически обусловленными) моментами отношения, рефлексии, "политики репрезентации"» (А. Митта - В. Тупицын). "Постмодернизм. Пост сдан, пост принят". (А. Тараненко).


 

French philosopher Jacques Derrida 1986

Жак Деррида. фото: corbis


Жак Деррида (р. 1930, Эль-Биар, Алжир - 2004, Париж) — французский философ, культуролог. Учился в Ecole Normale Supеrieure (1952-1953). Преподавал в Сорбонне в качестве ассистента Г. Башляра, Ж. Кангийема, П. Рикера, Ж. Валя (1960-1964). В1967 году вышла его первая книга. Участник демонстраций мая 1968 года. Основал Группу по исследованию философского образования во Франции (1974). Тексты к выставкам В. Адами и Ж. Титус-Кармеля (1975), организация выставки в Лувре «Воспоминания слепых» (1990). Отец «деконструкции», один из основателей «Йельской школы». Снимался в кино и видео (у Кена Макмиллена, 1982, у Гэри Хилла, 1987). Выступления и семинары в СССР (1990). Соч.: «О грамматологии», «Письмо и отличие», «Голос и феномен» (1967), «Рассеивание», «Поля философии», «Позиции» (1972), «Археология фривольности: Читая Кондильяка» (1976), «Почтовая открытка: от Сократа до Фрейда» (1980), «Психея: Открытие другого», «О мысли: Хайдеггер и вопрос», «Улисс-граммофон» (1987) и др.

«Альтернатива — отдать наши оскорбленные общности на откуп постмодернистским индивидуалам» (Э. Вулфсан). «...Соединяя несоединимое, здесь Деррида является постмодернистом в лучшем понимании этого слова» (С. Жижек). «Начертанное огненными буквами желание "быть постмодернистом" сразу же бросалось в глаза » (К. Акинша). «Постмодернизм был просто иным названием популярного дадаистского авангарда, воскресшего в борьбе с формализмом и с достижениями абстрактного искусства » (М. Фрид). «Постмодернизм как выигрыш времени. Понятие постмодернизма содержит в себе момент освобождения, поскольку оно способно вывести за пределы одержимости модерна, за пределы мировой гражданской войны между Востоком и Западом по поводу истинной интерпретации гегелевской философии истории. Признаком постмодернизма является такое же обожествление разума, как и смятение перед ним» (П. Козловский). «Постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, не что иное, как представление о ней, зависящее, к тому же, от точки зрения, которую выбирает наблюдатель...» (И. Ильин). «В США опубликованы книги о постмодернистской теологии (1984), о постмодернистских путешествиях (1985), о постмодернистских пациентах (1986)...» (В. Велын). «Трансавангард — это подобие Транссибирской магистрали. Это творческое пересечение территории истории искусства, которое в своем движении следует двум принципам — культурному номадизму и стилистическому эклектизму... с приходом трансавангарда нам, наконец, удалось ужиться в мире со всей семьей, не уничтожая собственных предков, но и не окружая их мифами » (Б. А. Олива). «Постмодернизм — это теоретический каннибализм, это легитимизация супермаркета (для) идей, где различные теоретические идиомы перемигиваются без сведения к единому цельному языку» (Д. Райхман). «Постмодернизм оказался на удивление всеяден...» (Г. Клотц). «Что являет собой Гласность?.. Почти постмодернистский ремейк нашей первоначальной версии современности» (Ж. Бодрийяр). «Необыкновенно важным желанием постмодернизма является желание показывать, упаковывать, продавать» (Л. Герасимчук). «Постмодернизм нечист. Он осознает свои недостатки. Он знает об инфляции и девальвации» (К. Левин). «Крах фондовой биржи — отличный пример постмодернизма в экономике» (Д. Дейч). «Как мало общего имеет прагматизм постмодернистского научного знания с поиском результативности...» (Ж.-Ф. Лиотар). «Психо-катастрофические явления в наше время налицо: гомосексуализм, феминизм, постмодернизма...» (В. Шевчук). «Налицо поражение постмодернизма как могильщика прогресса и восстановление линеарного течения времени...» (А. Ройтбурд). «Но постмодернизм... извините, чтобы не послал кого-нибудь» (О. Ульяненко). «Какие, блядь, штампы? Какой постмодернизм? Какие там табу? О чем вы говорите?» (Синус). «Для меня, постмодернизм, при всей его антиисторичности — это типичный случай исторического самосознания европейского, особенно — французского интеллектуализма. Он, как и ненавистный ему идеологический историзм гегельянства и марксизма, не может жить без врага. А с врагами становится все труднее и труднее, скоро они будут на вес золота » (А. Пятигорский). «В настоящее время постмодернист отчаянно пытается объясниться другому... кому угодно, ибо он умрет в тот момент, когда некому будет объяснять" (У. Эко). «По сути, это и есть андерграунд, или постмодернизм — отказ верить в великое слово, которому "предначертано" построить светлое будущее» (И. Кабаков). «Главный объект постмодернизма — Текст с большой буквы» (В. Руднев). «Я считаю, что постмодернизм в значительной мере является "белым" европейским культурным феноменом » (А. П. Мукгерджи).


Р. S. Мы намеренно отказались от собственного определения постмодернизма, заменив его мозаикой абсолютно разных изречений, принадлежащих философам, писателям, искусствоведам, критикам, художникам и также не дающих исчерпывающего ответа. Вполне постмодернистский ход, кажется. [О. Сидор-Гибелинда] СМ.: Артхаус, Деконструкция, Дискурс, Другая проза, Концептуализм, Соц-арт, Шизоанализ.

 

Сайт создан в системе uCoz