РЭП — музыкальный стиль, основой которого является речитатив, наговариваемый исполнителем под ритмичный аккомпанемент.
Родина рэпа — афроамериканские
районы Нью-Йорка Гарлем и Южный Бронкс. Еще в 1930-е годы местные подростки
устраивали своего рода стихотворные соревнования. Задача была в том, чтобы четко
и ритмично сымпровизировать стихи по строгим каноническим правилам. Тогда и
появились два вида рэперского речитатива, с незначительными изменениями
сохранившиеся до наших дней.
«Dozens» («дюжины») — стихотворный текст, состоящий из поочередно
проговаривавшихся трех четверостиший. Содержательно такой проторэп был
замещением, сублимацией драки. рэп-дуэли
продолжались часами, и, если соперники оказывались равны по силе, вопрос
все-таки решался дракой с участием аудитории. Стиль «signifying » (примерный
перевод — «сообщение» или «свидетельство»), также называемый talking shits — более затейлив, так как предполагал большую свободу в импровизации.
Амири Барака, 1966 г. фото: corbis
Рэп долго оставался сугубо районной забавой, не
самой заметной частью городского фольклора, до середины 1960-х годов. Именно
тогда чернокожий поэт-битник Амири Барака (ранее известный как Лерой Джонс)
решил использовать рэповую технику начитки в сочетании с музыкальным
аккомпанементом. Так, он исполнил и записал на независимом аудиолейбле «Джихад»
свою поэму «Черный и прекрасный». Вскоре его друг и единомышленник Хаки
Мадхубути в сопровождении «Ансамбля африканских освободительных искусств» таким
же способом издал пластинку своих стихов Raping and reading. А в 1968 году они
создали группу «Последние поэты» и записали несколько великолепных проторэповых
альбомов. В начале 1970-х годов с ними, увы, произошла трансформация,
распространенная в среде черных радикалов: они бросили поэзию и взялись за
оружие. Вскоре один из них сел за вооруженный грабеж магазина. Однако место в
истории им обеспечено: и доселе рэперы называют их группу «Первые поэты
».
Вторым источником рэп-культуры стали малобюджетные
черные радиостанции, в их эфире община могла слышать местные новости, свою
любимую музыку. Они были частью гетто, его голосом. Радиоведущего даже называли
griot — «рассказчик». Впрочем, к концу 1960-х коммерческий успех в значительной
степени нивелировал своеобразие и культовый статус черного эфира.
Потому истинным прародителем рэпа можно считать
диджея Кула Херка. Именно он инициировал в афро-американских гетто традицию
андерграундных вечеринок, из которой выросла клубная культура как таковая.
Вечеринки конца 1960-х проходили где угодно — в старых ангарах, подвалах,
заброшенных домах и фабричных помещениях. По большому счету, Херк не изобрел
ничего нового — уроженец Ямайки, он просто перенес на континент обычаи уличных
дискотек своей родины. Диджей на таких вечеринках крутит пластинки с
рэгги-инструменталом, под которую импровизаторы начитывают даб-речитатив.
Главная особенность развлечения — ведущая роль именно диджея. На Ямайке диджей
был королем района, владельцем саунд-системы — центра уличной жизни, в остальном
не богатой на развлечения. Он устраивал вечеринки, определял очередность
выступлений, а то и сам начитывал речитатив. Одним словом, был настоящим
соавтором происходящего, как музыкант или
певец, в отличие от диск-жокеев белой Америки, главная
задача которых была — вовремя поменять пластинку с записью.
Кроме всего прочего, Кул Херк первым начал работать со спаренным проигрывателем,
сводить и пускать музыку (фанк, соул, ритм-энд-блюз) в режиме нон-стоп, — то
есть создал тот формат диджейства, который вновь расцвел в 1990-е годы, в эпоху
рейва. Такие перемены принесли Херку чуть ли не божественный статус среди
публики, которая назвала его МС (master of ceremonies, мастер церемоний) —
словечком, доселе обозначавшим телеведущих. А в 1975 году Кул Херк на вечеринке
в клубе «Гевалоу» во время брейка (инструментального проигрыша между миксами)
включил микрофон и начал говорить с публикой — в ямайском стиле. Эффект был
сильнейший — публика завелась, другие диджеи быстро
переняли прием, и рэп по-настоящему родился как
массовое движение. Поначалу текст брейковых речевок ограничивался односложными
выкриками, декламацией подбадривающих фраз. Потом в ход пошли короткие рифмовки,
наконец зазвучала настоящая импровизация, обычно по мотивам той песни, что
крутилась на вертушках. Новая манера исполнения тогда называлась, правда, не
рэп, а emceeing. Кроме того, на дискотеках посетители
перекрикивались с диджеями (привычка, привнесенная с концертов фанка). Вот
здесь-то и вспомнили про «дюжины». Рэперы начали выходить к диджейскому
микрофону и по очереди импровизировать тексты. Приветствовалась именно
спонтанность, хотя, конечно, многие готовили дома основные рифмы и темы для
выступления. В любом случае, энергия и преданность своему делу у
реперов середины 1970-х была колоссальная — они могли начитывать свои
поэмы по много часов, при этом не надоедая и постоянно удерживая внимание
аудитории.
Африка Бамбаатаа, 2001 г. фото: corbis
Вскоре происходит и музыкальный прорыв. В 1976 году Африка Бамбаатаа — не
меньшая легенда, нежели Кул Херк — делает нечто феноменальное: накладывает фанк
на композицию «Trans-Europe Express» немецкой электронной группы Kraftwerk. От
соединения абсолютно черного с абсолютно белым рождается «электро-фанк», или «электро
» — главная музыка рэперов и брейкеров. В том же году — еще одно
изобретение: диджей Гранд Визард Теодор и Грандмастер Флэш придумывают скрэтч, а
последний еще и находит способ зацикливать музыкальные куски-брейки, чем крайне
расширяет возможности би-боев и рэперов. Естественно, танцоры и
импровизаторы становятся главными героями вечеринок. Тогда же рождается и первая
полноценная рэп-команда Grand Master Flash & The
Furious 5.
А в начале 1980-х годов в рэп происходит важная
идеологическая инновация. Молодой исполнитель Чак Ди создает группу Public Enemy
(«враг общества» — «самыми опасными врагами общества»
называли радикальную афроамериканскую организацию 1960-х годов «Черные
пантеры»). Стилистика рэпа пополняется кожаными
куртками, нулевой стрижкой и прочими милитаристскими атрибутами, тексты —
любимыми словами «Пантер» — «Вавилон» и «motherfucker», идейный базис — «Черной
властью». В 1982 году Public Enemy выпускают пластинку «Послание» на слова поэмы
Эда Флетчера о жизни черного гетто. Именно с этого альбома начинается бытование
рэпа как политической музыки. Очень скоро
бунтарские, анархические выпады становятся преобладающими, тексты песен начинают
напоминать прокламации и манифесты. Public Enemy во всем подражают «Пантерам»,
вплоть до ношения военной униформы, и посвящают им сингл «Бунтарь без перерыва».
Именно этой политической составляющей недоставало рэпу,
чтобы с головой накрыть Америку и мир. С начала 1980-х годов
рэп-композиции заняли первые места в хитпарадах, в кинопрокат один за
другим стали выходить рэп-фильмы. Начался
великолепный и одновременно губительный для рэпа
период — повальная слава звезд превратила его в чистый шоу-бизнес. Низовое,
фольклорное основание субкультуры разъели соблазны легких денег и быстрого
успеха: в черных кварталах прекратились дуэли брейкеров и уличных чтецов, то же
и в маленьких клубах, где МС сосредоточились в основном на развлечении публики.
Как часто бывает в таких ситуациях, пришла новая волна. Вернее, «новая школа»
(соответственно, поколение Бамбаатаа получило прозвание «старой»). Началось все
в 1988 году на побережье, диаметрально далеком от исчерпавшего
себя Нью-Йорка. Начинающая лос-анджелесская группа N.W.A. с первым же
синглом «Straight outta Compton» получила «золото» по продажам. Впечатляло,
однако, то, что они предложили совершенно иную эстетику, вскоре получившую
название гангста-рэп. Название шокировало — N.W.A.
значило Niggas Wit' Attitude — «Нигеры Без Позы». Назвать чернокожего «ниггером»
— хуже оскорбления придумать нельзя; такое обращение позволял себе только
афроамериканский криминалитет. Именно уголовную, злодейскую эстетику N.W.A. и
предложили слушателям. Одевались они совершенно негероически — в отличие от тех
же Public Enemy, тексты сочиняли о кокаине, девицах, перестрелках с полицией и
друг с другом. Конечно — запредельный уровень мата. И никакой шестидесятнической
морали и поисков просветления, в духе Бамбаатаа, напротив — сексизм,
классовая и расовая ненависть, гомофобия. Сплошная чернуха,
неприглядность, тупик гетто. Своего рода панк-революция по-афроамерикански,
причем, без опосредования — артисты и жили, и умирали как пели. Лидер «Ниггеров»
Изи Э (умер от СПИДа), Тупак Шакур (столь же неизбежно застрелен в своей машине
прямо на улице) и другие гангста-звезды публично признавались в том, что
приторговывают крэком. Распад N.W.A. в 1990 году только усилил тенденцию, дав
свободу энергичным Доктору Дре и Айс Кьюбу. Дре создал гангста-рэп.
лейбл Death Row Records, в первый же год существования заработавший 60 млн
долларов. Любые попытки прекратить бизнес из-за гангста-текстов, которые массово
слушали, в первую очередь, белые подростки, заканчивались скандалами в пользу
Death Row. Именно в этой конторе пошел на взлет знаменитый
Тупак Шакур, чья последняя в жизни пластинка «Все взгляды на меня » разошлась
тиражом в три миллиона экземпляров.
Естественно, что нью-йоркская школа крайне отрицательно отнеслась к гангсте,
в свою очередь, и лос-анджелессцам их оппоненты казались соглашателями,
неопасными развлекателями белых. «Война побережий» выплеснулась в текстах песен
и интервью, достигнув апогея в 1996 году. Однако выстрелы 7 сентября того же
года в Лас-Вегасе — когда Шакура, повздорившего до того с местными бандитами,
буквально изрешетили автоматными очередями — погасили эту битву амбиций. А в
начале следующего года точно так же погиб главный оппонент Шакура с
Атлантического побережья Бигги Смол. На том героический период
рэпа в Америке завершился окончательно.
У нас, как всегда, все началось, когда там все закончилось. Нет, конечно, первые
би-бои появились еще в перестройку в 1980-е годах, став, под именем брейкеров,
на некоторое время любимыми героями репортажей официозной прессы о буднях
неформалов. Но настоящий прорыв произошел уже в 1997-1998 годах. Тогда в Москве
и Петербурге чередой пошли хип-хоп фестивали, на улицах появились бригады
би-боев, танцующие для публики, а скейтбордистов, роллеров, маунтбайкеров и
прочих любителей экстрима развелось немерено. Появились и сильные региональные
школы рэперов, например, в Харькове. На сегодня в русско-украинском
пространстве более-менее интересны группы Bad Ballance, «Легальный бизнес»,
«Дерево жизни», Big Black Boots, White Hot Ice, Master Spensor, «Каста», «Хаммерман
знищує вiруси».
Результаты у них, в виде качественных и зажигательных композиций, пока
что скромные. Но все впереди, в первую очередь благодаря уникальной ситуации,
которой даже черные Америки давно не знали: повальный рост шовинизма, правого
национализма, а то и просто нацистских группировок наподобие скинхедов, которые
рэперов считают врагами номер один. Энергия сопротивления, постоянного
конфликта прекрасно влияет на творческое становление. Да и поэтов у нас всегда
хватало, с активной гражданской позицией тоже сложилось. Единственная проблема —
чувство ритма. Но и это, в конце концов, поправимо. Лишь бы не убили раньше
времени. [Д. Десятерик]
СМ.: Граффити, Диджей, Панк, Техно, Хип-хоп, Экстрим.