РЕЙВ (от англ. rave — буря, говорить восторженно, в исступлении, бредить, бушевать) — 1) синоним техно; 2) обозначение, в целом, любой развернутой техно-акции, будь то вечеринка или многотысячный фестиваль наподобие летнего берлинского Love parade.
Рейв как таковой, скорее, принадлежит 1990-м
годам. Именно тогда он был полон обжигающей новизны, бредовой силы и, по
сравнению с конформизмом предыдущего десятилетия, действительно производил
впечатление настоящего урагана. Рейв не просто
являлся модным веянием в танцах и развлечениях наподобие диско второй половины
1970-х. Речь шла о целостной эстетике, системе взглядов, субкультурной
философии, если угодно. Последний раз такое в массовом масштабе происходило в
1960-е годы с роком. Сопоставление неслучайное: рейв
и бросил вызов шестидесятым, и одновременно позаимствовал у них очень многое, в
основном по части психоделии. Недаром гуру поколения клабберов вновь стал
профессор Тимоти Лири, уже освоившийся в подобной роли за четверть века до того.
Перед тем как умереть от рака, он успел побывать
культовым ди-джеем и забросить в рейв-массы
несколько базовых лозунгов, наподобие «компьютеры — это наркотики XXI века».
Новая нарковолна содержала больший элемент гедонизма,
нежели во времена Лири и Кизи, но, в конце концов, привнесла в
рейв необходимую долю драматичности:
под какую музыку не колись героином, последствия лучше не будут. В литературе
техно-наркоидные коллизии запечатлелись в прозе Ирвина Уэлша, которому, впрочем,
все равно далеко до старого битника Уильяма Берроуза.
Любовь рейверов к различным экспериментам с сознанием вновь усилила
интерес к буддизму, афро-американским и вообще всем экзотическим культам, также
бывший прерогативой эпохи Вудстока. Утвердившись как клубное движение,
рейв очень быстро
пришел к традиционно массовым формам — многолюдным фестивалям под открытым
небом, освоил и перестроил под себя культовые места шестидесятников — остров
Ибицу, побережье Гоа в Индии, и даже породил, в качестве локального
эксперимента, движение техно-хиппи — зиппи.
С другой стороны, рейв
отказался от антисистемного бунта, пацифистского пафоса и поколенческого
единения, положив в основу, все-таки, подчеркнутый индивидуализм. Техно не
аккомпанирует политическим манифестациям, не зовет на баррикады, не претендует
изменить мир к лучшему. Рейвер по своей природе — существо одинокое.
Танцпол никого не объединяет, и вхождение в транс танца — дело абсолютно
персональное, ибо ритм, мощность, богатство звука можно прочувствовать только
поодиночке. Каждый бежит только свою дистанцию, каждый улыбается каждому, но в
первую очередь себе.
Сейчас индивидуалистический пуризм уже в прошлом. Рейв,
как это и случается со всеми изобретениями контркультуры, стал забавой подростков,
легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско, из которого,
собственно, когда-то и вышел. Но, несомненно, грохот ди-джейских бочек разбудил
не одну беспокойную душу. [Д. Десятерик] СМ.: Виджей, Диджей, Зиппи, Кислота,
Клуб, Техно, Экстази.