ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. schizo — разделяю, рассекаю, и phren — мысль, разум) — хроническое душевное заболевание, сопровождающееся изменением (вплоть до деградации) психики человека. Характеризуется страхами, бредом, галлюцинациями, умственной отсталостью.
Однако история свидетельствует, что все не столь однозначно. В обществах с
сильным религиозным базисом сумасшествие считается чем-то вроде просветления,
божьего дара. Безумие героя — распространенный сюжетный ход как классической
(достаточно вспомнить «Короля Лира»), так и авангардной литературы; а
шизоидность постмодернистского письма давно уже не подвергается сомнению.
Зачастую шизофреники сохраняют значительную часть своих интеллектуальных
способностей и талантов: классический пример — душевнобольные художники, которые
подчас создают гениальные произведения. Один из наиболее известных прецедентов —
жизнь основоположника театра жестокости Антонена Арто. Он даже в разгар недуга,
терзаемый галлюцинациями, писал высокопоэтические тексты, высказывал
оригинальные и глубокие мысли по разным вопросам
скусства.
На территории СССР вопрос шизофрении из узкоспециального(психиатрического) стал общегуманитарным, и, даже более того, политическим. Диагноз «вялотекущая шизофрения» в советское время ставили всем диссидентам и интеллектуалам, которых по тем или иным причинам надо было упрятать в психиатрическую лечебницу. С другой стороны, «закосить под шизика » было эффективным способом для того же интеллектуала уклониться от службы в армии. В итоге значительная часть людей искусства составила касту психически «нездоровых», а пребывание в соответствующем заведении стало чуть ли не основным признаком порядочности и бескомпромиссности В связи с чем даже можно говорить о складывании своего рода псевдошизоидной субкультуры.
Такое отношение во многом сохранилось в более свободное перестроечное время,
распространившись среди фрондирующей молодежи: кратковременное пребывание в «дурке»
добавляло всем неформалам, от рок-музыканта до рядового хиппаря, престижа в
глазах сверстников, окутывало аурой житейской бывалости с легким оттенком
страдальчества за убеждения. Быть слегка сумасшедшим, свихнувшимся считалось
вполне нормальным делом — особенно на фоне неурочной психоделической революции с
ее назойливой темой изменения сознания. Правда, шизофрения уже и по тем
временам была несколько чрезмерна, в моду вошел более легкий вариант —
маниакально-депрессивный психоз.
На сегодня, с окончательным отмиранием карательной психиатрии
советско-гэбистского образца, отношение к душевным недугам приблизилось к
западной толерантности — никто не имеет право поместить больного в лечебницу без
согласия его или его родственников, за исключением, конечно, особых случаев.
Культ шизофрении также отошел в прошлое, и обвинение в психической
неадекватности может подпортить репутацию. Впрочем, сумасшествие всегда будет
оставаться одной из наиболее заманчивых тем для искусства.
Более того, уже сегодня можно говорить о существовании целых
философско-психологических школ, где шизофрения является базовым
понятием. Радикально изменила само представление о душевном здоровье и болезни
так называемая антипсихиатрия, возникшая в начале 1960-х годов в Великобритании.
Центральный труд антипсихиатрии — «Расколотое я », автор которого, Ричард Лэнг,
является основателем школы.
Опираясь на некоторые постулаты Хайдеггера и Гегеля, Лэнг вводит понятие
«несчастного сознания». Оно порождается столкновением изначально морального и
гуманного субъекта с обществом, которое навязывает индивиду чуждую социальную
роль, «маску». Экзистенциальное бытие конфликтует о социальным, неуверенность в
собственной идентичности вызывает страх быть поглощенным другими. Каждый контакт
с реальностью испытывается как угроза «прорыва» неведомых страшных сил. При
«невоплощенном я» индивид отождествляет себя со своим сознанием, а тело
воспринимает как один из объектов внешнего мира, создает целую цепочку «ложных
я», заменяющих ему при общении с людьми его внутреннее «я». Лэнг призывает
«учиться у шизофреника» проникать в иные состояния сознания и организует
альтернативную клинику для психотиков, где добивается серьезных результатов в
излечении. К концу 1960-х годов взгляды главного антипсихиатра радикализуются.
Он начинает рассматривать психотиков как мистиков и пророков, толкует
шизофрению как этап естественного исцеления, выход в царство «сверхздоровья».
В вершинном произведении антипсихиатрии «Политика опыта» Лэнг приходит к выводу,
что социальная реальность в целом безумна, а шизофреники куда более
здоровы, чем нормалоиды. Иными словами, первые — это те, кто начал
выздоравливать, в то время как вторые больны настолько, что не знают о своей
болезни. Коллеги Лэнга оценивают его систему как чрезвычайно опасную для
пациентов: здесь лечение увязывается с мистическими озарениями. Главный же
парадокс антипсихиатрии — возведение шизофрении в ранг идеала: чтобы
избавиться от репрессивного и иллюзорного мира, от тотального отчуждения, нужно
сойти с ума. Выводы, насквозь еретические для науки, но вполне логичные (и
породившие множество единомышленников в конкультурной среде) в рамках глобальной
психоделической революции, которая, с затуханиями и новыми всплесками,
происходит уже добрые полвека. А в шизоанализе, чьи основы изложены в 1990-х
годах Ж. Делезом и Ф. Гваттари, фигура шизофреника, по сути, синонимична
творческой личности.
Шизо возвращается вновь и вновь. Ведь о внутреннем разделении, утрате
целостности применительно к состоянию современного человека говорит все больше
голосов. Общество, барахтающееся в океане информации, галлюцинирует не хуже
самого безнадежного пациента. Однако на вызовы внутри себя социум склонен
отвечать в исконном, неизменном стиле — паранойей, отторжением, инстинктивным
поиском врага. И в том обретать пусть иллюзорную и очень опасную, но столь
желанную целостность. Акции «состоявшегося шизофреника» (Делез) растут.
Потому что он, беспокойный, не ощущающий границ, разговаривающий с мирами и
постоянно ищущий своего Другого, — может принести благое разделение, в котором
звучит эхо потерянного рая. [Д. Десятерик] СМ.: Галлюцинация, Паранойя,
Психоделия, Шизоанализ.