ЗРЕЛИЩЕ — визуально и акустически насыщенное сочетание образов, действий, процессов, возникшее спонтанно, или же подготовленное силами отдельных индивидов (группой) — последних, чаще всего, называют режиссерами.
Со скачкообразным развитием визуальных технологий зрелище приобрело массу
функций, ранее ему почти не свойственных, стало инструментом политической,
идеологической борьбы, орудием бунта, восстания и шока; более того, получило
новое воплощение в виртуальной реальности, где стало одним из средств общения,
потеснив даже вербальную информацию.
Современному художнику недостаточно просто создать талантливое произведение —
еще и необходимо произвести максимально эффектный жест, на произведение
указывающий. Отсюда формирование и невероятный расцвет «искусства действия»,
поток перформансов, хэппенингов, инсталляций, ставших на сегодня преобладающими
жанрами актуального творчества. Любой политической силе необходимо не просто
выступить с убедительной программой, но и манифестировать себя в ярком,
выпадающем из обыденности, действе. Публичная политика в новом качестве
предельно театрализована, причем статистами зачастую служит чуть ли не весь
социум, а декорациями — вся страна. 3релище также стало одним из наиболее
прибыльных продуктов. В околомузыкальном шоу-бизнесе, мейнстриме голливудского
кинематографа, на телевидении обращаются колоссальные деньги. Корпорации,
работающие в этих сферах,— фирмы грамзаписи, американские мейджоры,
медиа-холдинги, — производят зрелища конвейерным способом, сводя к минимуму их
эстетическую ценность.
Ги Дебор
По существу, современное постиндустриальное общество стало шоу-обществом,
обществом спектакля. Важнейшая попытка осмысления и критики глобального
зрелища сделана в труде «Общество спектакля» французского радикала Ги Дебора.
Парадокс, однако, в том, что восставшие в 1968 году студенты, во многом
руководствовавшиеся идеями Дебора и созданного им «Ситуационистского
Интернационала», по сути, сымпровизировали на улицах Парижа великолепное,
масштабное, приковавшее к себе взгляды всего мира, зрелище. Но ни одна
революция и не может быть «нон-спектакулярной ».
Точно так же и зрелище не может быть «плохим» или «хорошим» в этическом
смысле. 3релище можно уподобить фундаментальной стихии социума, вроде
воздуха или воды в природе; плазме, пронизывающей все культурное поле. Столь
большую энергию можно использовать в любых целях, в том числе и в созидательных.
Кроме того, маленькое, но продуманное зрелище способно перечеркнуть самое
огромное, дорогостоящее, но безвкусное и глупое шоу. Главное — хорошая
постановка. [Д. Десятерик]
СМ.: Акция, Вербатим, Готы, Мейджор, Перформанс, Попкорн, Революция, Ролевые
игры, Ситуационизм, Театр жестокости, Хэппенинг.