СИМУЛЯКР (симулакр, от лат. simulare, франц. значение — псевдовещь,
пустая форма) — термин философии (пост)структурализма, примерно обозначающий
тень тени, слишком много на себя берущая в своем зомбическом перевоплощении;
параноидальный ксерокс, клон клонов, развивающийся совершенно непредсказуемо и
головокружительно (два последних ключевых понятия, вместе с их материальными
означаемыми, получили распространение после формулировки термина). В
постмодернистской эстетике симулякр занимает место
классического «художественного образа».
Для понимания симулякра важны две цитаты из произведений Жиля Делеза: «В головокружительной бездне симулякра теряется любая модель »; «симулякр не есть деградирующая копия, он содержит в себе позитивный заряд, который отрицает и оригинал, и репродукцию», а также синонимический ряд Ж. Деррида: «иконы, фантазмы, симулякры ». М. Фуко сравнивает с симулякром прозу Пьера Клоссовского (эссе «Проза Актеона», 1964, — античный герой созерцал призрак купающейся нагой богини, что никак не смягчило степень его наказания), Ж. Бодрийяр находил соответствие понятию в Диснейленде и Уотергейте — культурно-политических симулякрах США. Развивая эту мысль, для нас — ретроспективно — симулякрами являются ВДНХ и ГУЛаг.
Мишель Фуко, 1979 г. фото: corbis
Мишель Фуко (1926-1984) —французский философ, культуролог. Родился в семье врача. Учился в Ecole Normal в Париже (1946-1951). В юности — сталинист, позднее — гошист. Преподавал в Тунисе, много лет провел за границей (Упсала, Варшава, Гамбург). Возглавил кафедру системного мышления в Колледж де Франс (с 1970). Умер от СПИДа. Соч.: История безумия в классическую эпоху. (1961), Рождение клиники (1963), Слова и вещи (1966). Археология знания (1969), Надзирать и наказывать (1975), История сексуальности (1976-1984) и др.
В любом случае, родство симулякра и масскульта
очевидно: то, что в масскульте является кичем, в постмодерне именуется
симулякром. Какая-либо связь с реальностью утрачена,
смысл выхолощен полностью, искусство превращается в дизайн — достаточно
посмотреть любую выставку так называемых актуальных художников. На выходе
получаем абсолютно пустой мир симулякров, иными словами, — мир рекламы,
по сравнению с которым гидеборовское «общество спектакля»
выглядит сущим Клондайком. [О. Сидор-Гибелинда]
СМ.: Зрелище, Постмодернизм, Пустотность, Ситуационизм,
Шизоанализ.