СКЕЙТБОРД (англ. skateboard, сокр. скейт) — доска на роликах для катания по твердой поверхности. На улицах СССР появился в 1980-х годах. Очень быстро оформилось своего рода движение скейтбордистов. Пестрые подростки, балансирующие на странных досках, смотрелись в асфальтовой советской реальности экзотично. Это был, по крайней мере, тогда, не совсем спорт, скорее, легкое фрондерство наподобие ношения джинсов, что подтвердилось и реакцией наиболее активной тогда части общества — гопников. Молодежь из пригородов не делала различий между, например, хиппи и скейтбордистом и с одинаковым усердием била и тех, и других.
Любопытно проследить трансформацию явления по кинофильмам. Так, в нашумевшем
перестроечном «Меня зовут Арлекино» компания городских «чистильщиков» нападает
на группу скейтовой ребятни и разгоняет их привычным способом:
дубасит и выбрасывает доски. Спустя несколько лет в фильме американского
независимого режиссера Ларри Кларка «Детки» (1995) молодежь не только катается
на скейтах, но и избивает ими до полусмерти не
понравившегося сверстника. Cкейтбординг здесь — не вид спорта или так
называемого «здорового досуга ». В фильмах Кларка скейтборд, равно как и
наркотики, групповой секс и спонтанная жестокость — признаки особой резервации
«деток», самоценной настолько, что кажется вообще отдельной реальностью, с миром
взрослых не пересекающейся.
Ларри Кларк, 2001 г. фото: corbis
Ларри Кларк (1943, Тулса, Оклахома) — американский фотограф и кинорежиссер. Мотивы и образы его скандальных фотосерий легли в основу большинства его фильмов, из которых наиболее известны "Детки" (1995), «Еще один день в раю» (1998), «Садист» (2001), «Кен Парк» (2002). Его фотографии и фильмы изобилуют насилием, в них много откровенных — вплоть до порнографии — сцен. Произведения Кларка неоднократно вызывали скандалы, получали возрастные категории, препятствующие их прокату в США.
При всех преувеличениях Кларка, за ним нельзя не признать некоторую правоту.
Серьезным спортом скейтбординг пока не стал. Но доски на колесиках —
привычная картина для центра любого крупного города; вместе с роликовыми
коньками, маунти-байком и брейк-дансом они стали частью уличной хип-хоп-субкультуры.
И, соответственно, есть враги — как и при СССР, коротко стриженные и
агрессивные, только лишь переименовавшиеся из гопников в скинхедов. Вопрос
аксессуара в молодежной среде — ни много, ни мало, вопрос мировоззрения.
Скейт не может быть оружием по определению. Он всего
лишь учит держать равновесие. Неплохая практика для будущих революционеров. [Д.
Десятерик]
СМ.: Рэп, Хип-хоп, Экстрим.