СКВОТ — захваченное радикальной молодежью пустующее, недостроенное или отселенное здание, превращенное захватчиками в бесплатное жилье, художественные мастерские, базу подрывных организаций и т. п.
Зарождение и расцвет сквоттерского движения приходится на 1960-е годы.
Тогда здания захватывали исходя из политических убеждений. Подобные жилые
объекты превращались в своего рода центры антисистемного сопротивления, где
царили свои законы, вернее, анархическое неприятие каких бы то ни было законов.
Апогей таких захватов — Христиания — целый квартал в центре Копенгагена,
оккупированный радикалами в 1971 году. Пережив множество войн с полицией,
байкерами и наркоторговцами, Христиания, в конце
концов, добилась для себя статуса самоуправляющегося района и ныне существует
как настоящее сквоттерское государство в государстве.
Граффити на стене дома в Христиании
фото: christiania.info
Второй пик сквоты пережили в 1989-1990 годах в
Германии — в Берлине и других крупных городах, когда после объединения ФРГ и ГДР
появилась масса пустующих зданий. Это привело к их оккупации и бурному развитию
ультралевого, анархистского движения автономов. Немецкие сквоты,
вполне в духе шестидесятых, были в первую очередь центрами политической
активности, находилось там место и радикальной культуре, как, к примеру, в
знаменитом берлинском «Тахелесе». Впрочем, сквоттеры 1990-х повторили
судьбу своих предшественников. Значительная часть сквотов
была уничтожена силами полиции, а наиболее стойкие постепенно обуржуазились (тот
же «Тахелес»), превратившись в центры развлечений, изрядно зарабатывающие на
туристах (эта судьба не миновала даже Христианию).
Еще одно направление сквотинга носит социальный характер. Славу настоящих
Робин Гудов снискала американская организация «Дома, а не Тюрьмы » (НNJ). HNJ
передает захваченные помещения бездомным, которые потом оплачивают аренду своей
работой по обустройству помещений. Таким образом в 1988-1993 годах нуждающимся
было передано 300 квартир. При этом какие-либо контркультурные либо политические
цели не преследуются: главное — помочь бездомным.
Cквоты в СССР стали результатом постепенного
развала городской инфраструктуры в Москве, Киеве и Ленинграде. В конце 1980-х
годов у городских властей попросту не хватало средств и сил следить за нежилым
фондом, старыми зданиями или домами, отведенными под снос. Параллельный рост
молодежной активности привел к тому, что бывшие бомжатники стали первыми
советскими сквотами.
В отличие от Запада в этих местах политическая составляющая отсутствовала.
Захватчики исходили из сугубо прагматичных целей: художникам нужны были
мастерские, рок-музыкантам — площадки для репетиций, путешествующим автостопом
хиппи — место для ночлега. Именно эта публика и составляла основную массу
сквоттеров; политика же в те годы делалась на улице и была уделом более
обеспеченных граждан. Наиболее известны были сквоты в Ленинграде — на
Владимирском проспекте, где базировались преимущественно рок-музыканты, панки и
хиппи, а также на Пушкинской, 10 (коммуна художников); так называемый сквот
Петлюры на Петровском бульваре в Москве — целый квартал руин, бывший до середины
1990-х годов настоящим центром альтернативной культуры в российской столице; и
мастерские на улице Парижской Коммуны в Киеве, ставшие истоком мощной
южнорусской волны в постсоветском актуальном искусстве. Из всех этих
замечательных мест до наших дней дожил только сквот на Пушкинской, 10 в
Санкт-Петербурге — и то, уже легализованный властями как арт-центр, с
мастерскими, галереями и концертной площадкой.
Для сквоттерства, как и прежде, существуют две серьезные опасности —
полицейское насилие и постепенное приручение социумом. Один из возможных
вариантов выхода нашли в Италии, где сквоты
превращают в социальные центры — по форме нечто вроде
клубов по интересам при общественных организациях ультралевого толка. Вывеска
меняется — суть остается. Для бывшего СССР такой путь, увы, не видится
перспективным. Городские власти научились ценить собственность, превратив ее в
источник крупных, и, как правило, криминальных доходов. Политика,
соответственно, так и не обрела неформального, автономистского статуса,
окончательно перейдя в офисы крупных компаний и кабинеты чиновников, — ни то, ни
другое пока что захвату не поддается. [Д. Десятерик]
СМ.: Автономизм, Андерграунд, Социальные центры, Хиппи.