СРАМНОЙ РОК - название, которым в начале 1990-х годов рок-критика обозначила ряд довольно разных групп, активно использующих в своих текстах ненормативную лексику. Наиболее известные срамные рокеры прошедшего десятилетия — московские группы «Хуй забей» и «Александр Лаэртский бэнд», ныне к таковым можно отнести «Ленинград» (Санкт-Петербург) и Захара Мая (США—Россия—Украина), элементы срамного рока встречались в 1980-х годах у московской концептуальной группы «ДК».
Хуй забей. фото: сайт группы
Правомерность выделения срамного рока в особое
направление диктуется тем, что, в отличие от большинства рок-музыкантов,
использующих мат лишь как один из элементов творчества, «срамные» строят свои
тексты преимущественно вокруг ненорматива и ситуаций, в которых обычно матерщина
используется чаще всего. Персонаж срамных песен — маргинал, неудачник,
возмутитель спокойствия, «алкоголик и придурок» («Ленинград»), эротоман, часто
невменяем до полного сумасшествия, совершает немотивированные поступки, акты
насилия. При этом важно отметить отличие срамного рока
от панк-рока, использующего похожие приемы. Обсценная лексика в панке, как и в
остальной рок-музыке — лишь одно из средств привлечения внимания, рассчитанное
на моментальную реакцию аудитории. Гораздо более сильным приемом здесь остаются
энергия и жесткость музыки, общая агрессия подачи, анархизм — важно не то, что
поют, сколько сам вопль, импульс разрушения.
Александр Лаэртский 2009 г. фото: laertsky.com
С музыкальной точки зрения срамной рок, напротив,
мягок и в каком-то смысле консервативен. Здесь не услышишь гитарного рева.
Равные права обретают сугубо «нероковые» скрипка и аккордеон,
трубы и слащавые синтезаторы. Срамной
рок активно используют традиционные жанры и формы — романс,
самодеятельную балладу, марш, вальс, эстраду пятидесятых, фольклор. Вокал отнюдь
не звериный, напротив, нежный, не лишенный романтических тонов и даже
мечтательности (как у того же Лаэртского); хрип Сергея Шнурова («Ленинград») —
это, скорее, часть все того же имиджа побитого жизнью бродяги. Никакой грязи в
записи — даже на домашней студии «Хуй забей» научились достигать вполне
приличного качества звука. Все ради одного — донести текст до слушателя четко,
ясно и без искажений. Ибо именно текст, его коленца и конструкции, сочетания
сюжетов с выражениями и выражений с плавной лиричной музыкой — главное
достоинство срамного рока.
Сергей Шнуров
Результатом становятся стопроцентные хиты, пропитанные, совсем по Бахтину,
низовым, карнавальным остроумием. Слушать срамной рок
смешно — за это его и ценят. Музыка здесь, стоит повторить, второстепенна, на
первом плане текст и безудержное раблезианство.
И, как ни странно, именно потому у срамного рока
более обширное будущее, чем у безвременно скончавшегося «большого» рока. По всем
своим составляющим музыкальный «срам» приближается к кабаре, с его
непристойностью, жизнелюбием и мультикультурностью. Недаром уже и герои
неокабаретной музыки Британии Tiger Lillies записывают альбом с Сергеем
Шнуровым. Срамной рок
будет всегда из-за того, что, в русском языке по-прежнему существует масса табу,
которые даже после всех перемен и потрясений никуда не ушли. До тех пор, пока
существует это лингвистическое целомудрие — людям будет интересно слышать
забористые построения со сцены, а значит и найдется, кому их сочинять. [Д.
Десятерик]
СМ.: Мат, Панк, Провокация, Рок, Цензура.