СТЁБ —тип вербальных отношений в паре субъект-объект, предполагающий осмеивание и вышучивание второго первым. При этом объектом может быть не только человек, но и животное, группа людей, общество, любой предмет, явление материального мира, конкретная идеология, религия и т. д.
Стеб сродни гоневу, однако, в отличие от него,
имеет адресность, более остроумен и осмыслен. Если гонево
часто становится литературным приемом, то стеб (он
может быть и письменным, и устным) органично вписывается в сатирический,
юмористический дискурс и чаще применяется в журналистике, роке, хип-хопе. Тем не
менее выступление профессионального юмориста — уже шоу-бизнес. Ведь
стеб — занятие абсолютно бескорыстное, любительское в
лучшем смысле. Задачей является не столько издевательство над объектом, сколько
представление его в пародийном, сниженном виде, разгрузка от излишнего пафоса, с
одной стороны, и пошлости — с другой.
Стеб невозможно выделить в отдельный жанр. Скорее,
это интонация, приправа, проявление определенных эмоций. Однако чувство меры и
вкуса здесь необходимо, как и везде. Неудачно стебущийся воспринимается
как надоедливый записной остряк, зато меткий стеб
и смешит аудиторию, и воспринимается самим адресатом без особого напряжения —
при наличии, конечно, чувства юмора. Впрочем, даже и без оного последствия для
стебальщика не могут быть слишком тяжелыми,
ведь прямых оскорблений и клеветы стеб не
содержит. Именно поэтому стеб стал одной из форм
эстетического сопротивления в позднем СССР, с успехом применялся как в массовых
жанрах, наподобие рок-музыки, так и в среде концептуалистов. Более того, ближе к
1980-м годам появились почти полностью построенные на стебе
стили — соц-арт, унаследовавший многие приемы концептуализма, и особое
«концептуалистское» направление в роке, в котором преуспели арт-группа
«Мухоморы», выпустившая великолепный «Золотой альбом» (позже трансформировались
в ансамбль «Среднерусская возвышенность », стебавшийся не менее метко),
студийная группа «ДК » и отделившиеся от нее насквозь стебовые «Веселые
картинки»; стеб-экспериментами занимался и лидер
пост-панк-команды «Гражданская Оборона» Егор Летов в своем проекте «Коммунизм».
Это лишь наиболее заметные примеры; в целом стеб
был центральным элементом советской рок-музыки наряду с пафосом ниспровержения и
мизантропией, в ущерб, правда, музыке как таковой. В любом случае, «стёбоопасные»
направления в искусстве сошли на нет после исчезновения главного объекта
стеба— СССР, а энергия зубоскальства перешла на
профессиональную эстраду. Что до нынешних субкультур, то их носители в
большинстве беспросветно серьезны.
Хотя, конечно, яркие образчики стеба и гона
встречались изредка и после 1991 года. Стоит вспомнить акции группы
«Экспроприация территории искусства» (слово «хуй» телами на Красной площади) или
передачу «Тихий дом», где Сергей Курехин доказывал, что Ленин — гриб. В XXI веке, увы, методы стеба перенимает скучная публика
— технологи, — в их исполнении, при сохранении формы,
суть испаряется. Но, когда телега увязает в болоте, необходимо стегать изо всех
сил, чтобы выбраться на твердое место. В России таких болот хватает. Так что —
были бы стебари, а стеб сыщется. [Д.
Десятерик]
СМ.: Гонебо, Панк, Рок, Срамной рок, Концептуализм.