САМОУБИЙСТВО (суицид) — добровольный уход из жизни. Сквозной мотив контркультуры во всех ее аспектах, от массового (рок-музыка) до элитарного (актуальное искусство, некоммерческая литература).
Конечно, самоубийство издревле являлось важнейшим
элементом языческих цивилизаций, пока не было репрессировано и оттеснено в
массовое подсознательное христианством (впрочем, смерть Христа на кресте можно
также рассматривать как сознательный уход). Однако многие этносы успели
регламентировать целую культуру самоубийства, где
оно предстает как важный социальный и политический ритуал, достаточно вспомнить
смерть Сократа или Сенеки. Правомерность этого подтверждается опытом Японии,
которой христианизация не коснулась; там самоубийство
не является чем-то исключительным, а до относительно недавних пор вообще
считалось привилегией, даруемой не каждому.
После Второй мировой с ее конвейерами смерти самоубийство
окончательно покинуло область ритуала, а с 1960-х годов с их лозунгами на манер
«живи быстро, умри молодым» исполняется, скорее, как экзистенциальный акт,
прыжок отчаяния или веры, даже как обратная реакция на полноту жизни, что может
наблюдаться в случаях суицидов среди знаменитых рок-музыкантов. В случае с верой
несколько сложнее — с распространением радикальных неорелигиозных культов
возродился средневековый обычай самоубийства как
протеста против неправедного мира и быстрейшего ухода к Всевышнему.
Вершиной стало массовое самоотравление 914 сектантов в Гайане в 1978
году, а совсем свежий пример — публичные самосожжения адептов китайской секты «Фалунь-гун».
Поневоле вспоминаются старообрядцы, живьем горевшие в своих срубах, лишь бы не
сдаться официальной «троеперстной» власти. Не так давно в Чехии заявила о себе
подпольная группа «даркеров», практикующих разнообразный экстрим: один из членов
движения покончил с собой тем же самосожжением, повторив знаменитое политическое
самоубийство пражского студента Яна Палаха 1969
года, протестовавшего против советской оккупации страны.
Появился сегодня и еще один аспект самоубийства, на сей раз на пересечении политики и религии. Атаки шахидов, особенно эффективно явивших себя 11 сентября 2001 года, заставили говорить о принципиальном изменении самой тактики террора. Подобно камикадзе, японским летчикам-самоубийцам, шахиды атакуют превосходящего противника, однако стремятся не нанести урон в живой силе и технике, но использовать его информационную мощь, произвести общественный и психологический эффект.
Слишком мощное средство самовыражения, слишком трудное решение. В одном
контексте — подвиг, в другом — тяжелейший грех, в третьем — трусость и эгоизм.
И, что самое интересное, персональным самоубийством
практически невозможно довести до самоубийства
общественного враждебную политическую силу либо систему, тем паче личность.
Здесь срабатывают менее радикальные и более долговременные способы.
Но, поди ж ты — самоубиваются и самоубиваются.
[Д. Десятерик] СМ.: Нудизм, Рок, Секта, Терроризм.