ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА — альтернативные средства массовой информации, выражающие точку зрения групп меньшинства, по тем или иным причинам не представленную в мейнстримных прессе и ТВ. По утверждению теоретиков — «медиа кризиса, критики и оппозиции», рассчитанные на «активность и соучастие» (О. Киреев).
Со времен первой мировой войны на мировом рынке информации утвердилась тенденция
утраты свободы прессы. В боевое время газеты и радио стали рупорами
психологической войны и пропаганды, в мирное — инструментом обоснования
внутренней политики. Благодаря работе частных и государственных пиар-контор СМИ
даже в подборе информационных поводов начали руководствоваться предложениями,
сформулированными за пределами редакций.
На Западе по-настоящему свободны солидные газеты с устойчивой репутацией и
определенным кругом покупателей, вроде Mond или Guardian. В целом же СМИ
отражают позицию крупных корпораций, в первую очередь электронные, зависящие от
состоятельных инвесторов, рекламодателей и непрямых субсидий государства.
Происходит это, поскольку конкурентная борьба в сфере информации требует
возрастающих вложений; важная причина затрат — взрывной прогресс в области
технологий. Качество изображения, развлечения и информирования публики, выигрыш
во времени напрямую зависят от технических новинок. Гонка информационной
вооруженности делает вещателей и, в меньшей степени, газетчиков, зависимыми от
инвесторов.
С другой стороны, постоянный прогресс приводит к тому, что технологии быстро
превращаются в морально устаревшую рухлядь, которую можно приобрести почти
даром. Так, в Голландии в начале 1990-х годов началось движение информационного
сквоттерства. Группы активистов за бесценок производили радикальные программы и
подключались к кабельным каналам. Программы включали социальные клипы против
строительства европейских автобанов, информационные выпуски и даже малобюджетные
комедийные шоу. Сегодня радикальные организации поднаторели в производстве
пропагандистских фильмов. И это не только заунывные рассуждения о политике в
духе телеобращений Усамы бин Ладена, но и динамично смонтированные документалки.
Например, очень впечатляет недавно снятая в стиле голливудского полного метра
получасовка британских троцкистов «Восстание (против) Подушного Налога». Весь
фильм под жизнерадостный хип-хоп недовольные британцы азартно бьют полицейских,
рушат витрины и жгут автомобили. Комментарий минимален и присутствует в форме
интервью участников событий и как бы случайно записанного матерного трепа
монтажеров.
С того момента, как достижения техногенной цивилизации стали доступны рядовым
«чайникам», коммерческие масс-медиа утрачивают монополию, к которой
шли с начала века. Кроме того, общество со слабой и
неквалифицированной внутренней критикой обречено на загнивание (пример тому —
«управляемая демократия» в странах бывшего СССР). Посему альтернативные СМИ
развиваются практически во всем мире. Нишу заполняют как агенты системы и «грантоеды»
из неправительственных организаций, так и отпетые бунтари. Благодаря компьютеру
и пакету общедоступных программ любитель может смакетировать газету или создать
плакат. Когда глобальные политические идеи умерли, малые политические группы,
защитники демократических ценностей получили прекрасный пропагандистский
инструментарий.
Это — как временные тематические сайты, политическое
видео, плакаты, листовки, так и интернет-рассылки и даже
злободневные политические анекдоты и старый добрый самиздат:
Тактические медиа являются его частичной реинкарнацией. В африканской
глуши, например, лавочники вывешивают на дверях сводки важных новостей, чтоб
грамотные прочитали и рассказали неграмотным. Понятно, что такая сводка
составляется не по принципу важности событий для выпускающего редактора CNN, а исходя из местных реалий.
В развитых странах уже вполне реально получить не просто текст или фотографию,
информирующую о событиях, замалчиваемых мейнстримными СМИ, но даже «скачать» по
Сети и просмотреть специализированную телепередачу.
Тактические медиа стали одним из основных средств критики
глобализации и настоящего установления демократии — словом, а не сверхточной
ракетой. [В. Задирака]
СМ.: Самиздат, Сеть, Телевидение.