ТЕХНО — стиль танцевальной музыки, зародившийся в середине 1970-х годов и окончательно сложившийся в конце 1980-х.
Все техно-музыканты (как и зачинатели хип-хопа) расписываются в своем
полнейшем почтении к Kraftwerk — затворникам-экспериментаторам из Дюссельдорфа.
Именно в неполном десятке альбомов группы Ральфа Хюттера и Флориана в свернутом
виде содержится вся позднейшая электронная школа, все ее идеи и сенсации. Именно
Kraftwerk уже в начале 1970-х годов начали творить музыку совершенно особым
способом, положив во главу угла меняющийся, но при этом подчеркнуто механический
ритм, синтезаторный звук и принцип сэмплирования — повторения закольцованных
мелодических либо вокальных фрагментов. Плюс, конечно, виртуозное использование
самых различных звуков, вплетаемых в канву композиций — колоссальный
акустический архив Хьюттера и Флориана давно вошел в легенды. Как заявил Хюттер
в конце 1990-х годов, «механическая Вселенная Kraftwerk многократно
клонировалась и копировалась в Детройте, Брюсселе, Милане, Манчестере, и,
наконец, психоделизировалась в белой горячке хаус-культуры».
Самый важный город в этом перечне — Детройт. Именно детройтские музыканты и
диджеи Хуан Аткинс, Деррик Мей и Кевин Сондерсон считаются создателями
современного техно. Они, подобно Kraftwerk, стремились создать
технологичную, сложную и акустически многообразную музыку. Именно выход сборника
«Техно! Новый танцевальный саунд Детройта» в 1988 году считается
стартовой точкой техно-прорыва. А вышедшая в мае того же года в журнале
Face статья Стюарта Косгроува, соответственно — чем-то вроде манифеста новой
субкультуры. В сладком разливе поп-музыки появилась хаотичная, предельно
футуристическая, по-своему жесткая и резкая волна. Хуан Аткинс дал такую
характеристику: «Детройтский андерграунд проводит эксперименты с технологией...
Мы устали слушать песенки про любовь-морковь, вечное R&B, вот и родился новый
прогрессивный саунд. Мы называем его техно». А самое знаменитое
определение принадлежит Деррику Мею: «Это как если бы Джордж Клинтон и Kraftwerk
застряли в лифте, и синтезатор был бы единственным способом развлечься».
Техно включает десятки направлений, подчас весьма и весьма отличных: дип,
минимал, интеллиДжент, хаус, транс, прогрессив, эмбиент, хард-кор и т. д. Общие
черты: звуковая атмосфера, подчиняющая, обволакивающая слушателя (в частности,
на этом целиком построен амбиент), акцентированные, утяжеленные бас-барабаны,
четкий ритм в сочетании с прихотливым рисунком ударных, синтезаторные включения,
настойчивость, агрессивность.
На сегодня техно вышло далеко за рамки клубной, полуандерграундной
культуры, влилось в шоу-индустрию. Оно может аккомпанировать протесту, может
столь же успешно гасить его, или же задавать ритм для какой угодно альтернативы.
Стоит лишь помнить, что более чем какой-либо иной стиль, техно являет
собой инструмент, технологическое средство, наподобие кухонного комбайна: можно
взбивать коктейли для гостей, а можно — мозги тех же гостей, или вовсе
переделать в пропеллер, — чтобы улететь прочь, подальше, а там — все равно. [Д.
Десятерик, К. Ефимова]
СМ.: Диджей, Зиппи, Клуб, Рейв, Рэп, Хип-хоп.