СЕТЬ — синоним слов Интернет, Паутина, World Wide Web и иных терминов, которые еще появятся в данной области. Сеть связывает пользователей персональных компьютеров в единое виртуальное пространство, вмещая в себя материки информации. В сети делают бизнес и занимаются сексом, любят и ненавидят, воюют и знакомятся, живут и умирают. Здесь нет реальной плоти и крови, но сила воздействия сетевого импульса, зачастую, намного превосходит возможности любого человека. Последнее дало повод многим культурологам говорить о наступлении Интернет-утопии, о великом виртуальном сообществе, где царит настоящая свобода, свободно высказываются и обсуждаются любые идеи, а надличностные, государственные структуры, осуществляющие надзор и репрессии, бессильны.
Возможности сети в выстраивании индивидуальных
альтернативных ниш действительно, очень велики. Практически каждый мало-мальски
сведущий пользователь может создать свой сайт и публиковать там все что угодно,
от прокламаций до романов собственного сочинения, от картин до фотографий.
Именно сетевые СМИ стали единственным по-настоящему надежным пристанищем для
политической оппозиции в условиях растущего авторитаризма постсоветских режимов
на территории СНГ. Сеть служит неисчерпаемым
резервом для западных радикалов в деле создания тактических медиа. Сайты
исламских террористов уже вошли в легенду. Возможности для искусства также
возросли — стоит лишь заглянуть в так называемый Кибератлас на сайте музея
Гугенхейма; а в писательской среде даже появился термин сетература, включающий в
себя уже чисто виртуальных, небумажных сочинителей. Культовый статус приобрела
создаваемая в Паутине и транслируемая через нее же виртуальная анимация — в
первую очередь знаменитый net-сериал о Масяне. Координация пользователей
позволила создать новый жанр массового уличного перформанса на грани между
художественным и социальным жестом — флэшмоб.
Впрочем, когда первоначальные восторги улеглись, стало понятно, что возможности
сети во многом переоценены. Государство, при
достаточном уровне тоталитаризма и беспринципности, способно эффективно
контролировать и провайдеров, и пользователей, чему яркий пример — Китай, где
доступ к альтернативным, антикоммунистическим сайтам закрыт, а каждого, кто
пытается такие сайты создавать или просматривать, рано или поздно ждет огромный
тюремный срок за «антигосударственную пропаганду». В сети
можно смотреть фильмы — но, к примеру, артхаусное или трэш-кино, качественный
видеоарт, туда, за редкими исключениями, не попадают. Самостоятельность,
профессионализм, даже право на существование той же сетературы оспаривается
большинством критиков. Вообще, в искусстве предел возможностей
сети выявился особенно зримо. Самый качественный
веб-дизайн не способен заменить работу живого скульптора, художника или
режиссера. В сети невозможно ни нарисовать
картину, ни выстроить самую захудалую инсталляцию, ни снять (пока что)
полноценный фильм. Но - можно все это спроектировать,
сделать наброски.
Собственно, сеть все более осознается как
проектное пространство, как прекрасный инструмент для планирования тех или иных
жестов, текстов, произведений — с последующим переносом создаваемого в иные,
невиртуальные координаты. Прерогативой виртуальности останутся хакерство,
веб-анархизм, киберпанк — их подрывной потенциал еще не оценен в полной мере.
Близятся электронные войны со своими войсками, оккупационными силами,
партизанами и карателями: тенденция к тому усиливается день ото дня.
Однако за пределами кабелей и жестких дисков все пойдет своим чередом — лишь
иногда содрогаясь от диких и экстраординарных идей, вбрасываемых из Интернета. И
когда-нибудь, возможно, придется говорить о сети
как о машинном подсознании цивилизации — со всеми вытекающими последствиями. [Д.
Десятерик]
СМ.: Виртуальное пространство, Вирус, Киберпанк, Сетература, Тактические медиа,
Флэш-моб, Хакер.