ЭТНИКА (от греч. ethnos — народ, синонимы — фольклор, фолк, аутентика, архаика) — свод обычаев, песен, музыки, танцев, материальной культуры того или иного народа. Чаще всего этника обозначает именно песенно-музыкальный фольклор.
Долгое время этника оставалась объектом узкопрофессионального интереса
ученых-фольклористов или же туристским аттракционом; Набоков называл аутентичные
культуры «дешевой лавочкой готового платья». Отдельные прецеденты, наподобие
экспансии традиционной пластики Африки и Японии в европейскую живопись
(результаты — кубизм, футуризм), или роста популярности джаза, общую картину не
меняли. Однако с исчерпанием новых идей в искусстве и эмансипацией бывших
колоний, западные художники, авангардные и рок-музыканты начали обращать на фолк
все более пристальное внимание. Настоящий этнический взрыв произошел после
цепочки освободительных революций в Африке в начале 1960-х годов.
Взаимопроникновение культур приобрело гиперактивный характер. Сначала это
происходило в массовых жанрах. Музыкальные гибриды и новинки наподобие фолк-рока,
регги, ска или боссановы, хиппи, переряженные в одежды всех народов мира,
массовый исход западных радикалов в далекие и загадочные страны Востока — это
была тотальная фиеста, стихийная радость узнавания на уровне, скорее,
межчеловеческом.
С наступлением неизбежной после 1960-х годов реакции роль фолка несколько
снизилась. Возрождение принесли уже девяностые, — как часть реакции на
глобалистские вызовы. Что важно, сегодня этника приходит в европейскому
слушателю уже в неадаптированном, близком к аутентичному, виде. Причем идеология
World Music (мировой музыки) предполагает напевы соседнего села столь же
значимыми и интересными, как хоры тибетских монахов. То есть ценители необычных
созвучий обращаются к собственной аутентике столь же охотно, как бунтари 1960-х
годов — к индийским медитациям и зулусским тамтамам.
Сильна и политическая составляющая. Так, одной из форм сопротивления тоталитарному режиму Александра Лукашенко в Беларуси является выпуск так называемых совместных музыкальных проектов. В программах «Народный альбом », «Я родился здесь », «Крамбамбуля » соединяются рок и фолк, романс и танго, звучат белорусская, русская, польская речь, идиш, а по продуманности и целостности композиции это настоящие музыкальные спектакли.
Если же учесть предельную стандартизацию, обезличивание культурного продукта, то
фольклор из диковинного филиала попсы ныне превратился в нечто вроде нового
авангарда. Более того, минимализм, столь модный ныне, построен на находках
неевропейской этники; даже традиционная русская либо украинская песня
строится из повторяемых, бесконечных ритмических фигур, не говоря уже о
мусульманской или буддийской музыке. Николай Дмитриев, руководитель московского
лейбла «Длинные руки», специализирующегося на выпуске как фолка минималистских
произведений, утверждает: «Архаика порождена древней культурой, которая была
задолго до нас. Современная цивилизация прочно забыла свои корни, не могла не
забыть. Однако нашу генетическую память и коллективное бессознательное обмануть
невозможно, они откликаются на архаику, если им не мешать. Наша задача — помочь
в этом слушателям. В итоге даже самая новая музыка, минимализм или "новая
простота" укореняются в музыке самой старой. Минимализм напрямую вышел из
фольклора... Минималисты всего лишь заметили это и, перенеся в иную среду,
обратили в форму компонированной музыки».
Понимал это и сооснователь «Длинных рук», знаменитый петербургский
экспериментатор Сергей Курехин — в своих перформансах он использовал этнические
мелодии и элементы традиционных обрядов очень активно, мог построить целый
фортепьянный концерт на материале индонезийских paг. Львовская певица и актриса
Наталья Половинка на основе песенного украинского фольклора создает уникальные
спектакли. Интересно работает с традиционным материалом и современный московский
композитор Владимир Мартынов, чей диск «Ночь в Галиции» (2001, исполнено
инструментальным ансамблем «Опус Пост» и фольклорным ансамблем Дмитрия
Покровского по одноименной поэме Велимира Хлебникова стал заметным событием на
российской экспериментальной сцене.
К сожалению, столь серьезное осознание фольклорного наследия не слишком
распространено. Неадаптированный фолк во всем богатстве, как культурном, так и
философском, при заметном росте аудитории, по-прежнему остается увлечением
интеллектуалов. В моде больше все-таки различные комбинации с поп- и рок-музыкой
— как это произошло с сербско-цыганскими стилизациями балканского композитора
Горана Бреговича или афролатиноамериканским карнавалом в исполнении культового
среди антиглобалистов рок-исполнителя Ману Чао.
Этника была и остается палочкой-выручалочкой для европейской культуры
каждый раз, когда та не в силах придумать, сотворить или проартикулировать
что-либо новое. Может быть, когда-нибудь мегаполисная цивилизация и синтезирует
свой универсальный фольклор, — но вряд ли он будет богаче уже существующих
традиций. [Д. Десятерик]
СМ.: Андерграунд, Минимализм, Нелегал, Рок.