АЛКОГОЛЬ в искусстве - 1) культ
горячительных напитков в литературе, живописи, театре, кино и т. п.; 2) личное
пристрастие авторов к алкоголю;
3) использование алкогольных атрибутов в качестве предлога для решения
декоративных, философских, социальных, психологических проблем (вплоть до
натуралистического воссоздания немецким художником Диком Флейшманом интерьера
«Бистро» на 4-й «Манифесте» 2002 г.).
Порою две первые тенденции могут совмещаться (литература и жизненная практика
представителей «потерянного поколения» 1920-1930-х годов), но одна свойственна
скорее классическому искусству, а вторая всегда существовала в творческой среде.
Зрелый модернизм отличает использование третьей тенденции, хотя уже в литературе
XIX века алкоголь подвергается разоблачительной интерпретации («Западня»
Э. Золя, в 1911 году экранизированная Ж. Буржуа под названием «Жертвы
алкоголизма», причем в рекламном приложении алкоголь сравнивается с
чумой и войной, маркирующими соответственно быт средних веков, «века железного»
и начала XX века). В изобразительном искусстве аналогичная точка отсчета —
«Абсент» Э. Дега.
Что касается биографического измерения, то до эпохи романтизма оно представало в
качестве фактора малозначащего, внеположного истории искусства. «Золотой век»
русской поэзии скорее мистифицирует ситуацию, подталкивая автора к воспеванию
«жизненных услад» с их последующей антикизацией («теки, вино, струею пенной, в
честь Вакха, муз и красоты!» — Пушкин, «Торжество Вакха», 1818; «весело, хоть на
мгновенье, Бахусом наполнить грудь...» — А.Дельвиг, «К мальчику», 1814-1819). Да
и ранее в мировой культуре сцены вакханалий и разгульных пиров были
распространенной темой, причем преобладал здесь гедонистический настрой,
несмотря на понимание неизбежности последствий пирушки (например, в
древнегреческой вазописи — у мастера Брига). Подытоживая этот период, X.
Ортега-и-Гассет в эссе «Три картины о вине» (1911) приходит к выводу, что уже
Веласкес является «нашим художником»: «он вымостил дорогу, по которой пришло
наше время... административная эпоха, в которой мы, вместо того чтобы говорить о
Дионисе, говорим об алкоголизме ». Тем не менее по инерции отношение к
алкоголю остается прежним в акмеизме («прекрасно в нас влюбленное вино» — Н.
Гумилев) алкоголь демонизируется символистами («как падшая униженная
дева, ищу забвенья в радостях вина» — А. Блок, «Песнь Ада ») — и формализуется
кубистами, нередко использующими алкогольные аксессуары вплоть до винных
этикеток (Ж. Брак — «Бутылка рома», 1912; «Натюрморт с бокалом», 1914; П.
Пикассо — «Стакан абсента», 1914; гротесковая версия пуссеновской «Вакханалии»,
1944; среди наших современников к приему винного коллажа прибегнул В. Медведев,
воспевший шардоне).
Гийом Аполлинер
(наст, имя Вильгельм-Альберт-Владимир-Александр-Аполлинарий Костровицкий; 1880,
Рим —1918, Париж) — французский поэт, писатель, критик, идеолог кубизма, друг
Пикассо (в 1911 году был вместе с ним обвинен в похищении «Моны Лизы»),
Фактический родоначальник новой стихотворной поэтики XX века (шоковая
образность, отсутствие знаков препинания, лексическая заумь), в драме «Сосцы
Тирезия» (1917) изобретший термин «сюрреализм». Происходил из семьи польских
политэмигрантов, считал себя потомком Наполеона I. Ушел добровольцем на Первую
мировую войну, умер во время эпидемии гриппа. Соч.: сборники стихов «Алкоголи»
(1913), «Каллиграм-мы. Стихотворения Войны и Мира» (1913-1916), мистерии («Цвет
времени», 1918), повести, рассказы («Убийство поэта», опубл. 1916).
А для Г. Аполлинера в «Алкоголях» тема опьянения — лишь одна из метафор жизненных катаклизмов, что не исключает прямое потребление алкоголя («и ты пьешь, и тебя алкоголь опьяняет, что схож с твоей жизнью: ее ты, как спирт обжигающий, пьешь» — из поэмы «Зона», 1912).
На Руси потребление алкоголя издавна подразумевалось в качестве философии жизни, порою
подменяющей или окрашивающей в соответствующие тона все прочие ее проявления.
Оттого неудивителен Бог у Вяч. Пьецуха, отхлебывающий спирт из фляжки (новелла
«Бог и солдат»); или пьяный чудик Шукшина, в хмельном угаре сочиняющий о своем
покушении на Гитлера («Миль пардон, мадам! »); а развлекательный киноцикл об
«особенностях национальных» времяпрепровождений, претендуя на звание
национальной эпопеи, не чурается дзэнского душка.
фото и статья о Венедикте Ерофееве
Венедикт Ерофеев (1938-1990) —русский писатель. Оставил сравнительно мало текстов: прозаическую поэму „Москва—Петушки", несколько эссе, пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», записные книжки. Большинство исследователей ставят Ерофеева по силе и характеру дарования в один ряд с Гоголем. «Москва—Петушки» — преломленная через насыщенное спиртными парами сознание героя картина русской жизни, сравнимая с «Мертвыми душами». Ни до, ни после тема алкоголя не получала столь мощного, трагического воплощения. Поэму Ерофеева принято также называть «евангелием русского алкоголизма».
Пониманию идеологии Вен. Ерофеева, сочинившего алкогольную «поэму» «Москва—Петушки», может способствовать наблюдение И. Авдиева: «Пить — это тоже аскеза. Чтобы пить, нужно многое оставить... Сохраняется только братство избранных и Бога... Опрокидывая стакан, человек учится смотреть на небо...» Нечто подобное ранее уже изрек французский моралист Ален (эссе «Опьянение», 1924): «В пьянице есть нечто глубокое, пьянство похоже на отказ от всего...», пришедший, однако, к прямо противоположному выводу: «выпивка с продолжением — наиболее распространенный маневр против серьезности », с чем не согласился бы ни один стоящий русский человек.
Напротив, западная культура делает все для дискредитации алкоголизма, стремясь
представить его яркие образцы в качестве досадного эпизода, для исправления
которого сгодится и deus ex machina ( «Потерянный уик-энд» Б. Уайлдера, 1945).
Экранизируя в 1958 году «Петлю» М. Хласко, В. Хасс переносит ее действие в
неопределенное недавнее прошлое, всячески настаивая на нетипичности сюжета для
жизни социалистической Польши. Ближе всего нашим людям были битники, в среде
которых, правда, наблюдалась дифференциация между наркоманами (У. Берроуз) и
алкоголиками (ср.: «я пьянел, ни о чем не задумываясь; все было прекрасно» — Д.
Керуак «На дороге», 1957). Дальше всех —изящные и холодноватые эстеты, от Б.
Виана, сочинившего в «Пене дней» (1946) пианококтейль с минимальным содержанием
алкоголя — до Я. Куннелиса, составившего в 1988 году грандиозную
инсталляцию в Шаньи с тысячами стаканов виноградной водки. Невозможен также в
отечественном искусстве своеобразный жанр «одинокого кафе» (Ван Гог, Э. Хоппер),
акцентирующий состояние экзистенциального одиночества в стерильно чистой и
враждебной индивиду среде. [О. Сидор-Гибелинда]
СМ.: Митьки, Наркотики, Постмодернизм, Психоделия, Хиппи.