АНАРХИЗМ — политическое и этическое учение, сочетающее идеи социального равенства и абсолютной личной свободы.
Парадоксальным образом анархисты, отрицающие всякую приверженность к
традиции, любят искать себе родословную и называют своими предшественниками
самые далекие движения, от даосов на Востоке до киников на Западе. Однако
настоящими родоначальниками анархизма следует считать Михаила Бакунина и
его соратников по Первому Интернационалу. Именно они в полемике с марксизмом,
революционным национализмом и буржуазным либерализмом сформировали основы своего
коллективистского и при этом глубоко индивидуалистического движения. За более
чем 150 лет анархизм значительно эволюционировал, а его идеи были успешно
заимствованы большевизмом, контркультурой и зелеными. Комплекс причин, который
обусловил удивительную живучесть и настолько же фатальную неудачливость
анархистов, лежит в том, что, в отличие от марксизма и национализма {фашизма),
их идеология абсолютно отрицает компромисс с властью или капиталом.
Принципиальная антисистемность анархизма граничит с сектантством. Так,
например, российский исследователь анархизма Михаил Шубин, полагает, что
в Испании в конце XIX — начале XX века это, вопреки распространенному мнению,
аскетическое (трезвенническое и вегетарианское) движение выполняло функцию
протестантизма в не прошедшей антиклерикального освобождения фундаменталистской
христианской стране. Лидеры анархистов демонстрировали отречение от мирских благ
и почти религиозную веру, основой которой было практическое деяние, направленное
на благо как всех трудящихся, так и отдельной личности. Самый известный
испанский террорист Бонавентура Дурутти, согласно легенде, заявлял, что у него
нет никакой собственности, которую он бы не отдал товарищам по первому же
требованию, кроме персонального револьвера.
Петр Кропоткин
(1842, Москва — 1921, Димитров Московской губ.). Князь, из семьи генерал-майора.
Обучался в Пажеском корпусе, камер-паж Александра II. Отказавшись от придворной
карьеры, стал казачьим офицером, исследовал Восточную Сибирь и Дальний Восток.
В1867 году выходит в отставку и служит чиновником в Статистическом комитете,
параллельно изучает математику в Петербургском университете. В 1872 году, во
время поездки в Швейцарию, вступил в Первый Интернационал. По возвращении в
Россию занялся пропагандой среди рабочих. В 1874 году первый раз арестован. В
1876 году бежал из-под стражи в военном госпитале и эмигрировал. За рубежом
становится самым авторитетным теоретиком анархизма. Кроме собственно
политических работ, пишет и издает труды по биологии, географии, геологии,
этике, социологии и истории. Пытается подвести под этическую доктрину анархизма
научную базу: взаимопомощь и солидарность органически свойственны живым
существам, и анархия просто раскроет благое начало в человеке. В эмиграции
регулярно подвергался преследованиям за свои убеждения. В Россию вернулся в 1917
году после Февральской революции. Октябрьский переворот в целом принял, но с
1918 года оппонировал Советам, критиковал большевиков за политику террора,
отстаивал права свободной прессы, неоднократно встречался с Лениным, чтобы
склонить последнего к смягчению репрессий и добиться освобождения своих
последователей из тюрем. Когда Кропоткин скончался, большевики согласились
выпустить анархистов на волю... под честное слово, на один день, на похороны.
В своей суровой аскезе и жестокой праведности анархисты были учениками Петра
Кропоткина, который на примерах из жизни животных и людей доказывал биологически
обусловленную моральность человека, искаженную властными отношениями,
государством и собственностью. Так, ортодоксальный анархизм утверждает,
что лишение эксплуататоров и чиновников собственности и власти есть благодеяние
в первую очередь для них самих. Лишившись возможности эксплуатировать и угнетать
людей, они сойдут с чуждого человеческой натуре пути. Именно такие идеи
вдохновляли бомбистов первой русской революции 1905 года на насильственные
действия против классово чуждых элементов.
В странах с сильной протестантской составляющей в национальной культуре (США)
или переживших радикальное освобождение от гнета церкви (Франция), анархисты, в
отличие от Испании, шокировали общественное мнение своим феминизмом и
терпимостью к гомосексуализму. Иберийские наследники Кропоткина, напротив,
практиковали убийства гомосексуалистов как людей, бросающих вызов природной
нормальности, и буржуазных разложенцев.
Пережив ряд революционных экспериментов, закончившихся сокрушительным поражением
(Гуляй-польская республика Нестора Махно, испанская революция, боливийская
революция в 1950-х годах), анархизм, казалось, должен был сойти на нет.
Однако движение «новых левых» извлекло на свет божий старые добрые лозунги.
Пережив пик возрождения в середине 1970-х годов, анархизм продолжал тлеть
в тени контркультурных проектов и маломощных федераций до появления
антиглобализма.
фото: corbis
Михаил Бакунин (1814, село Премухино Тверской губ. — 1876, Берн, Швейцария). По образованию
артиллерист. Член кружка Станкевича, друг Белинского. В1840 году отправляется за
границу. Сближается с Прудоном, принимает участие в европейской революции
1848-1849 годов, руководитель Дрезденского восстания. В 1850 году приговорен к
смертной казни, замененной пожизненным заключением, в 1851 году выдан российским
властям. Отбывал наказание в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, в
1857 году отправлен в Сибирь, откуда бежал. Через Японию и Америку добрался до
Лондона. Примкнул к Интернационалу, поссорился с Марксом и до конца дней
полемизировал с марксизмом. От радикального демократа эволюционировал в сторону
анархизма, создал теорию безгосударственного социализма. Исповедовал
демократический панславизм, активно выступал в защиту права на самоопределение
малых славянских наций. Оказал влияние на формирование народнического движения.
«Классические» анархисты тут же заняли самую радикальную нишу в движении.
Так называемый «черный блок» в демонстрациях европейских антиглобалистов и
одноименная американская коалиция ультрарадикалов в основном состоят из
наследников Бакунина, Кропоткина и Сары Голдман. Более умеренные борцы за налог
Тоббина (АТТАС) и экологи находят вдохновение для уличных драк с полицией и
радикальными союзниками из «черного блока» в произведениях анархистов
прошлого, экономистов-кейнсианцев, либералов XVIII века и публицистике троцкиста
Джорджа Оруэлла. Сейчас можно утверждать, что после краха социализма идея
анархии с ее моральным, а не историческим, как в марксизме, обоснованием
революции обречена на стабильное существование или, по крайней мере, на очень
медленное умирание. Да и полуторавековая история анархизма доказывает,
что в разных формах он будет существовать до тех пор, пока есть государство.
В России и СНГ анархизм, после большой сталинской прополки и работы
прочих «садовников», расцвел вновь во времена Горбачева. Первые, еще общесоюзные
объединения КАС (Конфедерация анархо-синдикалистов) и АДА (Ассоциация движений
анархистов), насчитывавшие тысячи сторонников чуть ли не в сотне городов
СССР (по данным адресной книги входившей в АДА Инициативы революционных
анархистов), по большей части распались уже к середине 1990-х годов. Самым
крупным на данный момент является «Автономное действие», имеющее
представительства в основных регионах России, на Украине и Армении, а также
союзников в соседней Белоруссии, где анархисты немногим уступают в
популярности большинству постсоветских анархистов способствовали и
репрессии: «краснодарское дело» (попытка покушения на губернатора края) и «дело
Новой революционной армии». Если власть действительно стремилась запугать
наследников Махно, то эффект достигнут обратный. Впрочем, в СНГ анархизм
выступает не как реальная политическая сила, а как нонконформистский способ
жизни, приобщение к которому происходит через принятие некоего набора культурных
ценностей. Не имея ясной программы действий, организации отечественных
анархистов становятся кузницей кадров для групп коммунистических радикалов. [В.
Задирака]
СМ.: Антиглобализм, Зеленые, НБП.