БРАТ (братишка, братушка, браток, братан, брателла) — обращение, принятое 1) в криминальной среде, между членами бригад; 1) в рамках общины, сплоченной по национальному либо религиозному признаку; 3) в движении митьков.
Братство как особое мироощущение, как часть внутренних ритуалов возникает чаще
всего в тех группах, которые в большей или меньшей степени ощущают свою
отчужденность, даже враждебность по отношению к господствующей идеологии, расе
или общепринятому порядку вещей. Так, брат, сестра — обычное обращение в гетто
небогатых афроамериканцев; оттуда же оно естественным образом перешло в
субкультуры растаманов и хип-хопа. Соответственно в новых церквах или
религиозных сектах все обращенные являются братьями по вере, членами единой
духовной семьи, объединенной вокруг лидера — один из ярких и не слишком давних
примеров — «Белое братство». Серьезным фактором внутрирелигиозной жизни в
последние годы стало движение православных братств (созданных по типу братств
XVI-XVII веков), объединяющих приходский актив враждующих друг с другом
патриархатов. «Братчики» регулярно оказываются в центре громких скандальных
акций, связанных с переделом или захватом церковного имущества, с нападениями на
представителей других конфессий. По причине неприятия социумом и криминального
образа жизни также «братаются» байкеры, в частности,
знаменитые «Ангелы ада».
Массовое распространение обращения «Брат» на постсоветском пространстве связано со
стихийным поиском языка, который бы противостоял официально-казенному дискурсу
«товарищей» и «граждан», с одной стороны, и нарождающимся буржуазным «дамам и
господам» — с другой. Инициаторам, еще в середине 1980-х годов, выступило
петербургское (ленинградское) неофициальное движение художников-митьков, у
которых бытовали задушевные «братишка» и «сестренка». Митьковский стиль пришелся
по вкусу стремительно набиравшим популярность рок-группам «Кино» и «Аквариум», а
через них передался вширь растущей с каждым днем молодежной альтернативе — хиппи
в первую очередь.
Параллельно митькам и системе усиливалась во влиянии и другая, диаметрально
противоположная субкультура — бригады, или бандиты, иными словами — братва. У
них «браток», или «брателла»,означает принадлежность если не к семье как
таковой, то к очень дружной, связанной тесными узами общности (подробнее СМ.:
Бригады).
В любом случае, массовое сознание, находясь между двумя мощными субкультурами,
почти поголовно охватившими молодежь, довольно быстро приняло
узкоконфессиональное обращение в новом качестве. Б. прочно вошел в жаргон 1990-х
годов. Венцом стал, конечно, невиданный успех фильмов Александра Балабанова
«Брат» и «Брат-2», где главный герой, удачливый бандит-одиночка, действует в
системе координат «брат — не брат» («не брат ты мне »). Причем
братом или сестрой может
оказаться и погибший друг, и случайно подобранная на улице шлюха.
Ныне мода на братание сходит на нет. Неолиберальные «господа» медленно, но уверенно берут верх, а «брат» все
больше отходит туда, откуда пришел — к теряющим влияние бригадам; что до митьков,
то они остались в 1990-х годах — вместе с хиппарями. Ныне новые братья — хип-хопперы, противостоящие однородной агрессии скинхедов.
Слова — резерв идей. Под лозунгом «все люди — братья» может прийти как новый
фюрер, так и новый мессия — что, в общем, одно и то же. Мультикультурный
разнобой выглядит предпочтительнее. Но неплохо бывает назвать такого же
сумасшедшего, как ты, братом, делая с ним одно и то же, хорошее, до времени никому
не нужное дело. [Д. Десятерик]
СМ.: Байкеры, Бригады, Митьки, Раста, Секта, Система, Фундаментализм, Хиппи,
Хип-хоп.