ДИДЖЕЙ (англ. dj, сокращенное от диск-жокей) — в сегодняшнем понимании — тот, кто манипулирует разнородными музыкальными фрагментами для создания единой, целостной композиции (микс).
Собственно, диск-жокей до определенного времени воспринимался и в СССР, и на
Западе как некое подобие массовика-затейника. Функции он исполнял нехитрые —
вовремя поменять пластинку с новой песней в радиоэфире или на вечеринке,
произнести несколько подбадривающих фраз. Положение дел
изменилось благодаря Ямайке и афроамериканской общине Нью-Йорка, — мощнейшим
источникам инноваций в поп-культуре. В конце 1960-х годов, во время бурной
эмансипации черных, континентальные братья позаимствовали с острова невиданные
доселе сдвоенные вертушки, а также главенствующую роль диджея — не просто
безропотного жонглера винилом, но истинного хозяина вечеринки. В свою очередь,
Нью-Йорк дал новой традиции адекватную форму — ночной клуб. Уже с середины
1970-х годов диджеи стали неоспоримыми лидерами музыкального космоса
черных гетто, помешанных на рэпе, хип-хопе и фанке. Однако настоящая революция в
ремесле состоялась при повсеместном утверждении техно в 1980-х годах. Если
доселе диджеев считали «мастерами церемоний» (американское «МС», «master
of ceremonies»), работавшими с уже готовым материалом, то ныне произошло
казавшееся невозможным — они сами стали производить музыку, компоновать из
некоего набора базовых элементов весьма изощренные произведения. Так вне
устоявшейся иерархии шоу-бизнеса появился целый океан электронной вольницы: ведь
диджеи не просто вели вечеринки, но и создавали каждый сезон десятки
новых стилей. О диджействе заговорили как о новом панке: вновь
торжествовали принципы общедоступности (каждый мог, вооружившись вертушками,
делать полноценное шоу), дешевизны (аппаратуры) и близости к аудитории
(обеспечивавшейся форматом клуба). Живое исполнение значительно сдало позиции:
ведь и пресловутый драйв, и прихотливость ритма, а главное, завораживающая
непрерывность музыкального полотна — все это было подвластно диджею даже
средней руки, не говоря уже о профессионалах. Причем и классическое понятие
виртуозности потеснила информированность как таковая: неважно, насколько ловко
имярек владеет инструментом, гораздо ценнее его коллекция ритмов, экзотических
мелодий, шумовых фрагментов, акустических эффектов, специальных диджейских
пластинок, а также умение составлять из этой обширной азбуки более-менее
захватывающий звуковой текст.
В СССР современный вариант диджейства усвоили почти вовремя: уже в конце
1980-х годов в Ленинграде прошли первые техно-вечеринки. Правда, тогда общее
внимание было приковано к тотально торжествующему року. Окончательная смена
фигур произошла к середине 1990-х годов: место героя с гитарой и микрофоном
занял незаметный оператор, затерянный в глубине клубного интерьера. Был в этом
умалении некоторый почти революционный шарм, сродни отказу от потребления потока
ярких упаковок, подменившего культуру в обществе спектакля. Обезличивающий
потенциал рейва сказался тут в полной мере; однако, все равно, с течением
времени появились и свои звезды, и свой андерграунд.
Сегодня, когда техноидная эйфория миновала, диджеинг превращается в
обычное околомузыкальное ремесло, продаваемое и покупаемое. Но именно в этой
обычности — залог нового подъема. Так Тимоти Лири под конец жизни становится за
вертушки, чтобы проповедовать психоделическое восстание детям тех, кто слушал
его еще в конце 1960-х годов; так петербургские художники переносят свои
эксперименты в звук; так грохочут басовые динамики во время вечеринок в сквотах
и социальных центрах. Диджей-радикал столь же возможен, как и
рок-бунтарь: важна не форма, но тот, кто вновь и вновь осваивает ее. [Д.
Десятерик]
СМ.: Клуб, Рейв, Техно, Хип-хоп.