Альтернативная культура

 

энциклопедия

ИРОНИЯ (от др.-греч. eironeia — притворство, отговорка) — 1) философско-эстетический прием, основанный на расхождениях между замыслом и результатом, зачастую замыслу противоположным; 2) скептическое отношение к реальности, один из лучших способов сомнения, природное свойство рационального ума.

 

Уже в Древней Греции иронизирование стало особым искусством, возведенным в ранг риторического приема. Со времен немецких романтиков (формулировка трагической иронии, возникающей вследствие конфликта между субъективной волей автора, героя и всесилием слепой и беспощадной судьбы, или ирония судьбы дана Ф. Шлегелем в 1814 году) сопутствует любой возвышенности и пафосу. Ведь ироник, разгадывая иронию или же умело пользуясь ею, поднимается над обыденностью, смеется над судьбой, над всем, что порождает страх, добиваясь результата за счет издевательства, притворства, насмешливого сталкивания противоположностей. Оттого в последние два столетия ирония эквивалентна особой жизненной позиции.

 

Friedrich Schlegel by Gemalde von Franz Gareis, 1801

Фридрих Шлегель. Gemälde von Franz Gareis, 1801

фото: zeno.org


Ирония является эффективным способом противостоять «свинцовым мерзостям» жизни, сопротивляться сколь угодно жестоким политическим установлениям, отрезвляться среди массовой истерии, в том числе и проверять на прочность собственные иллюзии. Именно потому с такой тщательностью сталинский и фашистский (а также любые иные диктаторские, фундаменталистские) режимы вытаптывали малейшие признаки иронического стиля. Все должно было быть максимально серьезно, ведь холодок иронии — тихий перманентный вызов, неподчинение на индивидуальной территории. Именно стократно усиленный пафос, лишенный, вопреки заветам Шлегеля, иронического противовеса, лег сокрушительной глыбой на Германию и СССР. Это привело к полному омертвению официальной культуры и, в случае с СССР, к неизбежному появлению иронического подполья.


Ирония, несмотря на блистательные образчики прошлого — «Похвала глупости" Эразма Роттердамского, тексты Свифта, далека от сегодняшней злободневной клоунады сатириков. Скорее, сейчас это умение сохранять независимую отстраненность даже в наиболее возмутительных ситуациях. Такое умение держать дистанцию крайне благотворно для совершенствования формы произведения. Так, с 1980-х годов без значительных потерь существует целая школа поэтов-иронистов, пережившая иные современные ей направления, например, «метаметафористов». Насквозь ироничны по отношению к советской реальности были соц-арт и концептуализм — родные братья по андерграунду.


Теперь, во времена новой искренности и «новой автобиографии», ирония применяется, скорее, по необходимости и не всегда удачно: все-таки это слишком специфическое растение, требующее особого общественного климата и необходимого количества независимых умов. Сегодня же общее моралистское устремление накладывается на странную войну всех против всех; диффузный террор откликается раздерганностью искусства во множестве сомнительных величин. Ирония — инструмент сродни скальпелю и незаменима в препарации твердых неподатливых социумов; однако и лучший скальпель бесполезен на болоте.


Но это ненадолго. Когда от нового пафоса начнет поташнивать не одну злую натуру, либерализма станет слишком много, а масскульт окончательно утратит инстинкт самосохранения, желчное жало иронии вновь вопьется в умы — ради убийства и спасения. [Д. Десятерик] СМ.: Гонево, Игра, Концептуализм, Монтаж аттракционов, Постмодернизм, Соц-арт, Стёб.

 

Сайт создан в системе uCoz