МАССКУЛЬТ — сокращение от «массовая культура». Термин был наиболее распространен в 1970-1980-е годы для обозначения коммерческого, легкомысленного культурного продукта во всех жанрах. Тогдашние синонимы — кич, ширпотреб. Сегодня — попса, мейнстрим, гламур.
По сути, масскульт — оксюморон, поскольку массовость — предикат скорее
экономический, цивилизационный («массовое производство»), нежели гуманитарный.
Но то, что именуют масскультом, как раз и является одним из видов
производства, описывается в соответствующих терминах — индустрия развлечений,
шоу-бизнес, фабрика грез, конвейер звезд и т. д. То есть речь об искусстве не
идет. [Д. Десятерик]
СМ.: Гламур, Попкорн, Попса, Мейджор, Мейнстрим.
МЕЙНСТРИМ (англ. mainstream — основной поток, основное
течение) — набор принятых, широко употребимых, официальных культурных
стандартов. Менее распространенное название — оверграунд.
Мейнстрим возникает как стойкое соединение сугубо развлекательных, академических, традиционалистских и адаптированных радикальных дискурсов. Согласно его логике, аудитория должна гарантированно получить свою долю развлечения и комфорта. Потому, чаще всего понятие мейнстрим применяется к наиболее массовым сегментам культуры — кинематографу и поп-музыке.
Мейнстрим выступает в качестве социокультурного стабилизатора. Фильмы категории «А» или
«первая двадцатка» общенационального хит-парада успокоительно свидетельствуют,
что все под контролем, все на своих местах, а самый серьезный конфликт заключен
лишь в разной численности покупателей, слушателей, зрителей, отдавших
предпочтение тому или иному названию. Можно сказать, что мейнстрим
выполняет функцию того, что некогда называли «общественными идеалами»: даже в наиболее легкомысленных образчиках
масскульта ценности вполне позитивные — сдобренные, правда, необходимой дозой
морального релятивизма. Например, хорошему герою в боевике дозволен достаточно
высокий уровень насилия — но только лишь, чтобы победить злых и плохих,
поп-исполнитель может умеренно поскандалить на сцене и в жизни, но все это —
лишь ради любви к слушателям и желания доказать что он (она) такой (такая), как
все.
Именно на идолов, кумиров возложена негласная миссия носителей мейнстримных
идеалов. В стабильном, умеренно охлажденном космосе мейнстрима неразличимой массе
субъектов потребления необходимы свои объекты обожания — тела, которые проходят
за спинами охранников и фокусируют на себе восторг вопящей толпы. Потому здесь
обязательна пара: звезда — поклонник, причем и первая, и второй создаются с
помощью четко отработанных технологий. И пропасть между ними, на самом деле, не
столь велика: оба плывут в могучем главном потоке, у обоих нет проблем друг с
другом, и обоих ждет один и тот же, глубоко мейнстримный финал — полное взаимное
забвение. [Д. Десятерик] СМ.: Андерграунд, Гламур, Масскульт, Мейджор, Попкорн,
Попса.